Установка газодинамического тушения
Установка относится к противопожарной технике, использующей реактивный поток газотурбинного двигателя для тушения пожаров, в первую очередь лесных и крупномасштабных. В качестве основного двигателя применяется турбовинтовой двигатель, а для увеличения мощности установки добавляется турбореактивный двигатель. При этом лопасти воздушного винта турбовинтового двигателя устанавливаются в положение, при котором создается отрицательная тяга, равная по величине реактивной тяге двигателей или приближающаяся к ней. Безынерционность системы и поворот двигателя в разных плоскостях позволяет использовать установку газодинамического тушения с различными транспортными средствами, включая вертолет, что повышает оперативность использования установки и увеличивает эффективность средств пожаротушения, включая их использование в отдаленных и труднодоступных районах. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к противопожарной технике, использующей реактивный поток газотурбинного двигателя для тушения пожаров, в первую очередь лесных.
Известны различные противопожарные технические средства, используемые для тушения пожаров леса, газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов, зданий промышленного и бытового назначения: пожарные самолеты, вертолеты, автомобили, бронетранспортеры. Например, известно устройство (а.с. 258039, кл. A 62 C, 1969), в котором используется вертолет и находящаяся на его борту пожаротушащая жидкость, выбрасываемая через лафетный ствол при нахождении вертолета в зоне пожара. Известен вертолет, использующий емкость с противопожарной жидкостью на внешней подвеске. К недостаткам данных средств относится малое количество противопожарной жидкости, что приводит к низкой эффективности данных средств при тушении средних и больших пожаров. Известны средства противопожарной техники, использующие для тушения пожаров газоструйный поток реактивных двигателей, например турбореактивных двигателей (ТРД), представляющие один из типов газотурбинных двигателей (ГТД). Известна установка газоводяного тушения, смонтированная на автомобиле (Пожарная техника /Под ред. М.Д.Безбородько. -М., 1989, с. 120-127). Автомобили газоводяного тушения (АГВТ) предназначены для тушения различных пожаров при помощи газоводяного потока, образованного авиационным ТРД, установленным на платформе, которая для устойчивости при работе ТРД имеет упоры (как и сам автомобиль). Это необходимо, чтобы автомобиль не перевернулся из-за реакции действия реактивной струи ТРД. Данный недостаток ограничивает маневренность и область применения подобных устройств. Наиболее близкой по общим признакам к изобретению является передвижная установка для борьбы с лесными пожарами (патент 2691366, кл. A 62 C 27/00, 3/02, 1993). Данная установка имеет ТРД, установленный на бронетранспортере (вместо башни на танке). Двигатель может поворачиваться в горизонтальной плоскости с использованием поворотного механизма, например башни. Кроме того, двигатель может поворачиваться и на некоторый угол в вертикальной плоскости при помощи установочного механизма. Данная установка снабжена лафетными стволами, через которые в реактивный поток подаются пожаротушащие компоненты. Нейтрализация реакции реактивной струи ТРД осуществляется за счет большой массы транспортного средства (бронетранспортера, танка) и установленных по его боковым сторонам двух упоров, заостренные концы которых углубляются в землю при работе ТРД, что ограничивает маневренность и область использования данной установки. Кроме того, тушение лесного пожара аналогичными установками требует свободного пространства, что связано с вопросами безопасности самой установки и невозможностью удержания линии (фронта) огня при помощи реактивной струи ТРД в сплошном лесу, на крутом склоне в горах. Большая масса бронетранспоретра (танка) ограничивает и возможности транспортировки установки, особенно в отдаленные и труднодоступные районы. Задачей изобретения является повышение эффективности и расширение области применения установок пожаротушения, использующих газовые потоки реактивных двигателей. Задача достигается тем, что в установке газодинамического тушения, содержащей реактивный двигатель, системы контроля, управления его работой и снабжения топливом, согласно изобретению реактивный двигатель представляет собой турбовинтовой двигатель, лопасти винта которого установлены в положение, при котором они создают отрицательную тягу, имеющую противоположное реактивной тяге двигателя направление, а по величине равную ей или приближающуюся к ней. Кроме того, установка может иметь не менее одного турбореактивного двигателя, установленного таким образом, что отрицательная тяга, создаваемая лопастями турбовинтового двигателя, по величине равна или приближается к суммарной реактивной тяге двигателей. Современный научно-технический уровень развития авиационного двигателестроения позволяет создать данную установку газодинамического тушения (УГДТ), принцип действия которой основан на принципе "равнодействия", т.е. действие всех сил на УГДТ равно нулю или приближается к нему, что зависит от типа установки и от транспортного средства, на котором крепится установка. В общем виде это можно записать следующим образом:






Формула изобретения
1. Установка газодинамического тушения, содержащая реактивный двигатель, системы контроля, управления его работой и снабжения топливом, отличающаяся тем, что реактивный двигатель представляет собой турбовинтовой двигатель, лопасти винта которого установлены в положение, при котором они создают отрицательную тягу, имеющую противоположное реактивной тяге двигателя направление, а по величине равную ей или приближающуюся к ней. 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что она имеет не менее одного турбореактивного двигателя, установленного так, что отрицательная тяга, создаваемая лопастями турбовинтового двигателя, по величине равна или приближается к суммарной реактивной тяге двигателей.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5