Корпус судна ледового плавания
Использование: судостроение. Сущность изобретения: корпус судна ледового плавания включает носовую часть V-образной формы в плоскости ватерлинии, боковые секции, которые вертикальны или наклонены наружу/вверх, горизонтальную в поперечном сечении секцию днища, а также наклонные в поперечном сечении секции днища, расположенные симметрично между горизонтальной секцией днища и бортовыми секциями. На протяжении по меньшей мере 20-30% длины судна по ватерлинии наклонные и горизонтальная секции днища выполнены шириной каждая по меньшей мере20% от максимальной ширины корпуса судна. 4 з.п.ф-лы, 7 ил.
СОГОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
<я)5 В 63 В 35/08, 3/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР),ь
1 l ьОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
В (21) 3870307/11 (22) 11.03.85 (31) 840995 (32) 12.03.84 (33) Fl (46) 15.05.93. Бюл. М 18 (71) Вяртсиля Меритеоллисуус Ой (Fl) (72) Густав Линдквист (Fl) (56) Авторское свидетельство СССР
М 93379, кл. В 63 В 35/08, 1951, (54) КОРПУС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ (57) Использование: судостроение. Сущность изобретения: корпус судна ледового
Изобретение относится к судостроению, в частности к корпусам судов ледового плавания.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик судна путем повышения эффективности отвода льдин при минимальных потерях водоизмещения.
На фиг.1 показано поперечное сечение корпуса судна; на фиг.2 — вид сбоку на корпус судна; на фиг.3 — вид в плане со стороны днища корпуса судна; на фиг.4 — вид в плане со стороны днища корпуса судна (если корпус судна выполнен с горизонтальной секцией днища, ширина которой возрастает в направлении к корме судна); на фиг.5 — вид сбоку корпуса судна, показанного на фиг.4; на фиг.6 — поперечное сечение корпуса судна показанного на фиг.4 и 5; на фиг.1- вид сзади корпуса судна.
Линии элементов поперечного судового набора от 0 до 10. показанные на фиг.1, „„5U „„1816272 А3 плавания включает носовую часть V-образной формы в плоскости ватерлинии, боковые секции, которые вертикальны или наклонены наружу/вверх, горизонтальную в поперечном сечении секцию днища, а также наклонные в поперечном сечении секции днища, расположенные симметрично между горизонтальной секцией днища и бортовыми секциями. На протяжении по меньшей мере 20 — 30 длины судна по ватерлинии наклонные и горизонтальная секции днища выполнены шириной каждая по меньшей мере 20 от максимальной ширины корпуса судна, 4 з.п.ф-лы, 7 ил. соответствуют одиннадцати поперечным сечениям от 0 до 10, показанным на фиг.2.
Сечения 0 и 10 проходят через конечные точки расчетной ватерлинии. Расстояние L от плоскости поперечного сечения 0 до плоскости поперечного сечения 10 является длиной расчетной ватерлинии судна, Расстояние между двумя соседними плоскостями поперечного сечения на фиг.2 равняется
10% от длины расчетной ватерлинии.
На прилагаемых чертежах приняты следующие обозначения: поз.11 — корпус судна, поэ.12 — горизонтальная секция днища корпуса судна; поз,13 — наклонные секции днища корпуса судна, поэ.14 — верхняя часть секции борта, поз.15 — нижняя часть секции борта, поз.16 — расчетная плоскость ватерлинии, поз.17 — гребные винты, поэ.18 — носовая часть корпуса судна, поз.19 — кормовая часть корпуса судна, поз.20 — средняя часть корпуса судна, поз.21 — точка слома
1816272 днищевой(килевой) линии судна в кормовой его части; поз.22 — линия днища судна.
Максимальная ширина горизонтальной секции днища 12 равняется А, а максимальная ширина наклонной секции днища 13—
В. Величина В замеряется в горизонтальной плоскости. Оба размера А и В составляют по крайней мере 20 от максимальной ширины корпуса судна.
Кроме того, величина А составляет не менее чем 30 от максимальной ширины С по крайней мере в зоне расположения главного шпангоута 5, Величина А у одновинтового судна равна по крайней мере диаметру
Д винта 17, а у двухвинтового судна составляет по крайней мере 80 (, от расстояния 2F между осями винтов 17. Между элементами набора 2 и 7 борт судна предпочтительно состоит из двух частей: верхней части 14 секции борта и нижней части 15 секции борта, которая выступает на расстояние Н над расчетной плоскостью ватерлинии 16.
Соединения секций 12 и 13 днища и секций 13 и 15 соответственно днища и борта предпочтительно выполняются острыми, однако, в носовой части судна соединения по крайней мере между секциями 13 и 15 могут выполняться скругленными. При этом радиус кривизны выбирается как можно меньше, учитывая при этом общую конструкцию корпуса.
В конструкции судна, показанной на фиг.1, угол d между наклонной секцией 13 днища и горизонтальной плоскостью больше, чем угол е между наклонной частью секций 15 и вертикальной плоскостью.
Величина угла d обычно колеблется в пределах от 5 до ЗОО, а предпочтительно от 8О . б до 20О.
Если на судно смотреть в расчетнои плоскости ватерлинии и других горизонтальных секций, то оно имеет по существу
У-образную носовую часть 18 и сужающуюся кормовую часть 19. Средняя часть 20 корпуса судна имеет одинаковую ширину и простирается на расстояние М между носом и кормой. Тот участок судна, на котором линия 22 днища проходит в основном гори:зонтально, если смотреть сбоку (фиг.2), обозначен буквой Р. Горизонтальная секция
12 днища простирается назад с одинаковой шириной до конечной точки 21 участка Р, где линии 22 днища начинает подниматься, Наклонная секция 13 днища тоже проходит назад эа точку 21.
На фиг.4-7 показано судно, у которого ширина горизонтальной секции 12 днища увеличивается к корме судна. В этом случае горизонтальная секция днища имеет по существу треугольную форму, как видно на
У судна, имеющего клиновидный выступ 27, выступающий вниз и вперед с корпуса, желательно также, чтобы выпускные отверстия 28 были и на этой части. Это позволяет расположить воздухо-выпускные отверстия на более низком уровне возле носа судна, что в других случаях оказывается невозможным, так как линия подводной носовой части судна, предназначенного для работы во льдах, имеет большой наклон к верти ли. виде снизу в плане на фиг.4, В варианте на фиг.4-7 величина M или средняя часть 20 корпуса, имеющая одинаковую ширину, является большой. В судах такого типа, у кото5 . рых величина М составляет по крайней мере
25 (, от длины L расчетной ватерлинии, наиболее важной частью, где должны использоваться отличительные особенности настоящего изобретения, является часть, 10 располагающаяся назад от переднего сечения 23 части 20 корпуса на расстояние, равное 20 от длины L расчетной ватерлинии.
Эта теоретическая контрольная линия обозначена на фиг.4 цифрой 24. Однако зта кон15 трольная линия никогда не располагается сзади средней точки длины L ватерлинии, т.е. сзади главного шпангоута, Судно, показанное на фиг.4 — 7 имеетдва винта 17, установленных в соответствую20 щих насадках 25, рули 26 расположены за двумя винтами.
В конструкции на фиг.1 — 3 горизонтальная секция 12 днища заканчивается в том месте передней части судна, где линия днища 22 начинает подниматься, Судно, показанное на фиг.4 — 7, может быть выполнено аналогичным образом, у которого горизонтальная секция 12 днища будет заканчиваться примерно в положении
30 плоскости сечения 23. Однако можно продолжить горизонтальную секцию 12 днища вперед таким образом, что образуется клиновидной формы выступ 27, выступающий вниз и вперед с корпуса. Основанием такого клиновидного выступа служит передняя часть горизонтальной секции 12 днища.
Очень хорошо использовать систему подачи воздушных пузырьков в конструкции настоящего изобретения таким обра40 зом, чтобы выпускные отверстия 28 располагались вдоль нижней кромки наклонной секции 13 днища. Желательно зти отверстия 28 располагать как можно ближе к местам соединений между наклонными
45 секциями 13 днища и горизонтальной секцией 12 днища. Как показано на фиг.2, отверстия 28 для выпуска воздуха расположены по всей длине участка Р.
1816272
Формула изобретения
1,Корпус судна ледового плавания, включающий носовую часть Ч-образной формы в плоскости ватерлинии, бортовые секции, каждая из которых вертикальна или имеет наклон наружу/вверх, и горизонтальную в поперечном сечении секцию днища, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения эффективности отвода льдин при минимальных потерях водоизмещения, он выполнен с наклонными в поперечном сечении секциями днища, расположенными симметрично между горизонтальной секцией днища и бортовыми секциями, причем на протяжении по меньшей мере 20-30 длины судна по ватерлинии наклонные и горизонтальная секции днища выполнены шириной каждая по меньшей мере 207 от максимальной ширины корпуса судна.
2 Корпус по и 1, отличающийся тем, что угол наклона секции днища к горизонтальной плоскости больше угла наклона бортовой секции к вертикальной плоскости, 5 3;Корпус по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что горизонтальная в поперечном сечении секция днища выполнена увеличивающейся по ширине по направлению в корму судна.
10 4.Корпус по п.З, отличающийся тем, что он выполнен с клиновидным выступом, расположенным-в носовой части судна в районе подъема линии днища, причем клиновидный выступ выполнен продолжающим
15 горизонтальную секцию днища в направлении к носу судна.
5Корпус по пп.1-4, о тл и ч а ю щи йс я тем, что наклонные секции днища выполнены с отверстиями для подачи воздуха, 20 расположенными у нижних кромок упомянутых секций.
1816272
18 f6272
11
Фиг. 7
Составитель В. Долгих
Техред М.Моргентал Корректор Н. Милюкова
Редактор С. Кулакова
Заказ 1649 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Г1роизяодственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
12 фиг. 6
2S





