Легкомоторный самолет
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к легкомоторым сзмоле2 там общего назначения. Целью изобретения является улучшение аэродинамических и эксплуатационных характеристик самолета . Для этого воздушные винты 3 снабжены кольцевым обтекателем 2, вписанным в хвостовую часть верхней поверхности фюзеляжа 1, выполненного с геометрической круткой и удлинением 0,5 А 0,7, при этом ось крутки сечений фюзеляжа 1 расположена на его верхней поверхности в районе максимальных толщин, корневые сечения консолей переднего крыла 4 закреплены в верхней части бортовой поверхности фюзеляжа, а корневые сечения консолей заднего крыла 5 - на внешней поверхности кольцевого обтекателя 2 воздушных винтов 3. 1 ил. w Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) (51)5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ душных винтов 3. 1 ил
0
О
Ql
ЬЭ
- О
1 (21), 4849510/23 (22) 29.05.90 (46) 23.01.93. Бюл.М 3 (71) Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации им.С.А.Чаплыгина (72) В.А.Мымрин, Н,П.Малюшко и Ю.А.Тонкопий (73) Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации им.С.А.Чаплыгина (56) Техническая информация ЦАГИ, вып.12, 1983, с, 10.
Патент США М 4146199, кл. 244-45, 1977. ,(54) ЛЕГКОМОТОРНЫЙ САМОЛЕТ (57) Изобретение относится к авиационной технике. а именно к легкомоторым самолетам общего назначения. Целью изобретения является улучшение аэродинамических и эксплуатационных характеристик самолета. Для этого воздушные винты 3 снабжены кольцевым обтекателем 2, вписанным в хвостовую часть верхней поверхности фюзеляжа 1, выполненного с геометрической круткой и удлинением 0,5 <А < 0,7, при этом ось крутки сечений фюзеляжа 1 расположена на его верхней поверхности в районе максимальных толщин, корневые сечения консолей переднего крыла 4 закреплены в верхней части бортовой поверхности фюзеляжа, а корневые сечения консолей заднего крыла 5 — на внешней поверхности кольцевого обтекателя 2 воэ1790529
Изобретение относится к авиации, а именно к легкомоторным самолетам общего назначения.
Известен самолет общего назначения фирмы Пайпер "Шайен Ц!", содержащий фюзеляж, крыло с двумя двигателями с тянущими воздушными винтами, вертикальное и горизонтальное оперение (см.Техническая информация, ЦАГИ, вып,12, 1983, с.10).
Однако из-за обдувки струями от воздушных винтов крыла и фюзеляжа в крейсерском полете происходит значительное увеличение аэродинамического сопротивления и соответствующее снижение аэродинамического качества, Кроме того, в этом случае отмечается повышенный уровень акустического шума в пассажирском салоне, Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является летательный аппарат с многокрыльевым несущим планером, содержащим несущий фюзеляж для создания подъемной силы, концентрированные пластины, расположенные вдоль боковых сторон фюзеляжа, установленное спереди крыло с прямой стреловидностью и положи"тельным поперечным "V". Это крыло крепится к нижней части фюзеляжа, Сзади установлено крыло обратной стреловидности с отрицательным поперечным "Ч". На задней части фюзеляжа установлено устройство для создания тяги (патент США N
4146199, кл,244 — 45R, 1977), Однако нижнее расположенйе переднего крыла на несущем фюзеляже приводит к некоторым ухудшениям аэродинамических характеристик в сравнении с высокопланом; в частности, из-за неблагоприятной йнтеяференции крыла и фюзеляжа уменьшается подъемная сила крыла, увеличивается аэродинамическое сопротивление, В случае ниэкорасположенного крыла становится опасным (возможен удар о крыло) покидание самолета пилотами в аварийной ситуации.
При базировании рассматриваемого летательного аппарата на гидродроме низкорасположенное крыло будет замываться струями воды, что приведет к увеличению гидродинамического сопротивления и усложнению применения механизма крыла на взлетно-посадочных режимах.
Из описания устройства следует, что плоскость вращения винта находится за задней кромкой несущего фюзеляжа, B этом случае существует реальная опасность повреждения и разрушения винта на взлетнопосадочных режимах при попадании в зону работающего винта посторонних предметов и струй воды с поверхности взлетно-посадочной полосы.
Кроме того, при работе винта в таких условиях возникает зона пониженного давления на верхней и нижней поверхностях хвостовой части несущего центроплана, что приводит к существенному увеличению
"0 профильного сопротивления.
Целью изобретения является улучшеwe аэродинамических и эксплуатационных характеристик легкомоторного самолета путем интеграции крыла, фюзеляжа, хвостово15 го оперения и винтоввой силовой установки.
Эта цель достигается тем, что в легкомоторном самолете, содержащем несущий фюзеляж с толкающими соосными воздушными винтами с приводом от двигателей, 20 передние консоли крыла с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного "V", задние консоли крыла обратной стреловидности с отрицательным углом поперечного "V", соединенные по
25 концевым сечениям, воздушные винты снабжены кольцевым обтекателем, вписанным в хвостовую часть верхней поверхности фюзеляжа, выполненного с геометрической круткой и удлинением 05 аА 0,7, при
З0 этом ось крутки сечений фюзеляжа расположена на его верхней поверхности в районе максимальных толщин, корневые сечения консолей переднего крыла закреплены в верхней части бортовой поверхности фюэе85 ляжа, а корневые сечения консолей заднего крыла закреплены на внешней поверхности кольцевого обтекателя воздушных винтов.
Конструктивное выполнение фюзеляжа в виде профилированного несущего фюзе40 ляжа судлинением0,5 А «< Q,7ïîçâîëÿeò значительно повысить подъемную силу за счет экранного эффекта и увеличить коэф- . фициент подъемной силы на больших углах атаки. Расположение воздушных винтов в
45 кольцевом обтекателе, вписанном в хвостовую часть верхней поверхности фюзеляжа с осью крутки его сечений, расположенной на верхней поверхности фюзеляжа в районе максимальных толщин, обеспечивает
50 уменьшение аэродинамического сопротивления, повышение подъемной силы и экранирование лопастей винтов от попадания посторонних йредметов и струй воды с поверхности взлетно-посадочной полосы и су55 щественно уменьшает акустический шум, производимый самолетом на местности, На чертеже изображен предлагаемый легкомоторный самолет: 1 — несущий фюзеляж: 2 — кольцевой обтекатель; 3 — толкаю1790529
Составитель В. Мымрин
Техред M.Ìîðãåíòàë . Корректор М, Шароши
Редактор Г. Бельская
Заказ 363 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 щие соосные винты; 4 — передние консоли крыла с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного "Ч"; 5 — задние консоли крыла с обратной стреловидностью и отрицательным углом 5 поперечного "V"; 6 — двигатель; 7-система трансмиссии; 8 — внутренняя стойка; 9— элероны переднего крыла; 10- внутренняя секция рулей заднего крыла; 11 — внешняя секция рулей заднего крыла; 12 — основное 10 шасси; 13 — хвостовые опоры шасси; 14— кабина пилота.
Несущий фюзеляж 1 имеет профилировку и закрутку сечений, кольцевой обтекатель 2 вписан в обводы хвостовой части 15 верхней поверхности фюзеляжа, а соосные толкающие винты 3 расположены внутри обтекателя 2. Передние консоли крыла с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного "V" 4 и задние консоли 20 крыла с обратной стреловидностью и отрицательным углом поперечного "V 5 соединены по концевым кромкам. Корневые части задних консолей крепятся к верхней части внешней поверхности кольцевого об- 25
Формула изобретения
Легкомоторный самолет, содержащий несущий фюзеляж с толкающими соосными воздушными винтами с приводом от двигателей, передние консоли крыла с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного "Ч", задние консоли крыла обратной стреловидности с отрицательным углом поперечного "V", соединенные по . концевым. сечениям, отличающийся, что, с целью улучшения аэродинамических и эксплуатационных характеристик, воздушные винты снабжены кольцевым обтекателя 2. В носовой части несущего корпуса размещена остекленная кабина г<илотов 14, в средней — комфортабельный салон
4...8 человек..В хвостовых частях бортовых отсеков фюзеляжа установлены двигатели
6, которые через системы трансмиссии 7, расположенной во внутренних стойках 8 кольцевого обтекателя 2, связаны с соосными воздушными винтами 3. На переднем крыле расположены элероны 9, на заднем крыле — внутренние 10 и внешние 1", секции рулей. Самолет снабжен основным центральным одностоечным шасси 12, а также двумя хвостовыми неубирающимися опорами с полуутопленными колесами 13.
Из проведенных экспериментальных исследований (полученных в малоскорост- ной аэродинамической трубе на схематических моделях) установлено, что при удлинении несущего фюзеляжа
0,5 <2 < 0,7 обеспечивается рациональное сочетание как крейсерских, так и взлетно-посадочных характеристик предлагаемого легкомоторного самолета. текателем, вписанным в хвостовуючасть верхней поверхности фюзеляжа, выполненного с геометрической круткой и удлинением 0,5 А 0,7, при этом ось крутки сечений фюзеляжа расположена на его верхней поверхности в районе максимальных толщин, корневые сечения консолей переднего крыла закреплены в верхней части бортовой поверхности фюзеляжа, а корневые сечения консолей заднего крыла . закреплены на внешней поверхности кольцевого обтекателя воздушных винтов,


