Многоцелевой летательный аппарат (варианты)
Изобретение относится к авиационной технике. Летательный аппарат содержит фюзеляж, высоко- и низкорасположенные крылья, соединенные по своим концам пилонами, толкающий движитель, установленный в хвостовой части фюзеляжа. Низкорасположенное крыло имеет прямую стреловидность и положительный угол поперечного V. Высокорасположенное крыло выполнено с обратной стреловидностью и отрицательным углом поперечного V и снабжено рулями высоты. Разнос хорд корневых и концевых сечений крыльев по высоте и длине определяется из соотношений: по корневым сечениям - не менее корневой хорды крыла; по концевым сечениям - соизмеримо с концевой хордой крыла. Пилоны выполнены с аэродинамическим профилем, создающим растягивающее напряжение в продольном направлении консолей низко- и высокорасположенных крыльев. Высокорасположенные крылья соединены в корневом сечении между собой по центральной оси толкающего движителя. Летательный аппарат может быть выполнен широкофюзеляжным. Технический результат при использовании изобретения выражается в повышении устойчивости, управляемости, усталостной прочности, безопасности, удобства пилотирования и др. 2 с. и 13 з.п.ф-лы, 12 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции и аэродинамической компоновке летательных аппаратов многоцелевого назначения.
Известна конструкция легкомоторного самолета общего назначения, содержащего несущий фюзеляж с толкающими соосными воздушными винтами с приводом от двигателей, передние консоли крыла с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного V, задние консоли крыла обратной стреловидности с отрицательным углом поперечного V, соединенные по концевым сечениям, при этом воздушные винты снабжены кольцевым обтекателем, вписанным в хвостовую часть верхней поверхности фюзеляжа, корневые сечения консолей переднего крыла закреплены в верхней части бортовой поверхности фюзеляжа, а корневые сечения консолей заднего крыла закреплены на внешней поверхности кольцевого обтекателя воздушных винтов (патент СССР N 1790529, МКИ B 64 C 39/08, 1993). Недостатком данного технического решения является закрепление корневых сечений консолей заднего крыла на внешней поверхности кольцевого обтекателя воздушных винтов, т.к. это создает теневые зоны в районе соединения крыла с кольцевым обтекателем, что ведет к ухудшению работы крыла. Известна конструкция экранолета, содержащего фюзеляж, крыло, выполненное по схеме биплана, оперение и двигательную установку, причем верхнее крыло укреплено в направляющих с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости, а величина этого смещения превышает хорду верхнего крыла (патент РФ N 2018465, МКИ B 64 C 39/08, 1994). Недостатком данного изобретения является то, что расположение нижнего крыла в нижней части корпуса и оснащение его поплавками при взлете и посадке экраноплана может привести к возникновению аварийной ситуации вследствие задевания одним из поплавков поверхности воды и возникновению тормозного момента на плече крыла, что предъявляет жесткие требования к прочности крыла. Выполнение верхнего крыла с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости усложняет конструкцию летательного аппарата, увеличивает его массу, а также усложняет системы аэродинамической и динамической центровки. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является конструкция легкого многоцелевого самолета, содержащего по первому варианту высоко- и низкорасположенные крылья, сочлененные между собой по торцам пилонами, толкающий винт в кольце, установленный в хвостовой части фюзеляжа, переднее цельноповоротное горизонтальное оперение типа "утка", при этом высокорасположенное крыло имеет обратную стреловидность и установлено центропланной частью на верхней части кольца толкающего винта, причем пилоны выполнены стреловидными и снабжены рулями управления по курсу, сочлененные крылья образуют в плане ромб, а при виде спереди высоко- и низкорасположенные крылья имеют соответственно отрицательный и положительный угол поперечного V. Разнос хорд корневых и концевых сечений крыльев по высоте и длине определяют из соотношений: по корневым сечениям - не менее корневой хорды крыла; по концевым сечениям - соизмеримо с концевой хордой крыла. Кроме того, высокорасположенное крыло снабжено рулями высоты. По второму варианту легкий многоцелевой самолет содержит высоко- и низкорасположенные крылья, сочлененные между собой по торцам пилонами, толкающий винт в кольце, установленный в хвостовой части фюзеляжа, переднее цельноповоротное горизонтальное оперение и киль с рулями управления по курсу, при этом низкорасположенное крыло выполнено с прямой стреловидностью, а высокорасположенное крыло имеет обратную стреловидность и установлено центропланной частью на верхней части кольца толкающего винта совместно с килем, причем пилоны выполнены стреловидными, сочлененные крылья образуют в плане ромб, а при виде спереди высоко- и низкорасположенные крылья имеют соответственно отрицательный и положительный угол поперечного V. Пилоны снабжены рулями управления по курсу, а высокорасположенное крыло снабжено рулями высоты. Разнос хорд корневых и концевых сечений крыльев по высоте и длине определяется из таких же соотношений, как и по первому варианту (патент РФ N 200184S, МКИ B 64 C 39/08, 1993). Недостатком прототипа является трапециевидность верхнего и нижнего крыльев с пилоном на виде спереди, т.к. при этом образуется трапеция с плохими характеристиками изгибной жесткости и большими концевыми прогибами, что приводит к низким эксплуатационно-техническим характеристикам: недостаточным устойчивости, управляемости, усталостной прочности узлов соединений пилона с крыльями, безопасности и удобства пилотирования. Кроме того, недостатком данного изобретения является низкое расположение толкающего винта, что делает невозможным его применение для посадки и взлета на воде. Данная конструкция самолета также непригодна для использования в качестве пассажирского или грузового транспортного средства в силу неустойчивой управляемости по схеме "утка" (переднее горизонтальное оперение). Предлагаемое техническое решение устраняет вышеперечисленные недостатки прототипа и позволяет создать универсальную конструкцию летательного аппарата, в которой совмещаются преимущества экранолетов и самолетов, обладающую высокими эксплуатационно-техническими характеристиками. Это и является задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение. При осуществлении данного изобретения может быть получен технический результат, выражающийся в повышении устойчивости, управляемости, усталостной прочности, безопасности, удобства пилотирования, возможности взлета и посадки на воде, уменьшении времени взлета и посадки за счет увеличения общей подъемной силы оперения центроплана. Кроме того, технический результат выражается в возможности использования летательного аппарата в качестве пассажирского или грузового транспортного средства большой грузоподъемности. Указанный технический результат при осуществлении изобретения по первому варианту достигается тем, что в известном многоцелевом летательном аппарате, содержащем фюзеляж, высоко- и низкорасположенные крылья, соединенные по своим концам пилонами, толкающий движитель, установленный в хвостовой части фюзеляжа, при этом низкорасположенное крыло выполнено с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного V, а высокорасположенное крыло выполнено с обратной стреловидностью и отрицательным углом поперечного V и снабжено рулями высоты, разнос хорд корневых и концевых сечений крыльев по высоте и длине определяется из соотношений: по корневым сечениям - не менее корневой хорды крыла; по концевым сечениям - соизмеримо с концевой хордой крыла, согласно предлагаемому изобретению пилоны выполнены с аэродинамическим профилем и создающими растягивающее напряжение в продольном направлении консолей низко- и высокорасположенных крыльев, а высокорасположенные крылья соединены в корневом сечении между собой по центральной оси толкающего движителя. Кроме того, сужение низкорасположенного крыла может составлять не менее 2, а его удлинение - не более 3. Низкорасположенное крыло может быть снабжено рулями высоты. Дополнительно может быть установлен водометный движитель. Углы поперечного V соответственно низко- и высокорасположенных крыльев могут соотноситься как V1 меньше или равно V2. Пилоны могут иметь в поперечном сечении полукольцевую форму, а также могут быть выполнены из упругого композиционного материала, например углепластика или стеклопластика. Технический результат по второму варианту достигается тем, что в известном многоцелевом летательном аппарате, содержащем фюзеляж, высоко- и низкорасположенные крылья, соединенные по своим концам пилонами, толкающий движитель, установленный в хвостовой части фюзеляжа, при этом низкорасположенное крыло выполнено с прямой стреловидностью и положительным углом поперечного V, а высокорасположенное крыло выполнено с обратной стреловидностью и отрицательным углом поперечного V и снабжено рулями высоты, разнос хорд корневых и концевых сечений крыльев по высоте и длине определяется из соотношений: по корневым сечениям - не менее корневой хорды крыла; по концевым сечениям - соизмеримо с концевой хордой крыла, согласно предлагаемому изобретению летательный аппарат выполнен широкофюзеляжным, пилоны - с аэродинамическим профилем и создающими растягивающее напряжение в продольном направлении консолей низко- и высокорасположенных крыльев, а высокорасположенные крылья соединены в корневом сечении между собой по центральной оси толкающего движителя. Кроме того, сужение низкорасположенного крыла может составлять не менее 2, а его удлинение - не более 3. Низкорасположенное крыло может быть снабжено рулями высоты. Дополнительно может быть установлен водометный движитель. В нижней части фюзеляжа и низкорасположенных крыльев могут быть установлены гидродинамические подводные крылья с возможностью их выдвижения. Углы поперечного V соответственно низко- и высокорасположенных крыльев могут соотноситься как V1 меньше или равно V2. Пилоны могут иметь в поперечном сечении полукольцевую форму, а также могут быть выполнены из упругого композиционного материала, например углепластика или стеклопластика. Выполнение пилонов с аэродинамическим профилем, создающими растягивающее напряжение в продольном направлении консолей низко- и высокорасположенных крыльев, обеспечивает противодействие аэродинамическим нагрузкам, действующим на крылья в режиме полета. Соединение высокорасположенных крыльев в корневом сечении между собой по центральной оси толкающего движителя позволяет с максимальной эффективностью использовать аэродинамические характеристики высокорасположенного крыла обратной стреловидности, т.к. сходящийся аэродинамический поток на крыльях максимально обтекает крыло, чем способствует увеличению подъемной силы и плотности потока, действующего на толкающий движитель, что способствует снижению общего индуктивного сопротивления летательного аппарата. Величина сужения низкорасположенного крыла составляет не менее 2 исходя из того, что при этом образуется корневая хорда, плавно перетекающая в фюзеляж летательного аппарата. Таким образом, корневая хорда создает с нижней частью фюзеляжа лодочную часть летательного аппарата, обеспечивающую устойчивость фюзеляжа на водной поверхности и эффективную работу крыла при полете в околоэкранном пространстве. При значении величины сужения низкорасположенного крыла менее 2 не удается достичь достаточной величины корневой хорды, плавно перетекающей в фюзеляж летательного аппарата, а средняя геометрическая хорда крыла не позволяет использовать экранный эффект. Удлинение низкорасположенного крыла выбрано не более 3 в связи с тем, что это позволяет достичь высокие аэродинамические качества за счет снижения лобового сопротивления. Такое крыло позволяет летательному аппарату передвигаться по узким водоемам (первый вариант исполнения). В случае значения этой величины более 3 образуется слишком длинное крыло и снижаются аэродинамические качества за счет увеличения лобового сопротивления. Кроме того, длинное крыло препятствует передвижению летательного аппарата по узким водоемам. Низкорасположенное крыло снабжено рулями высоты, т.к. это позволяет так же, как и на высокорасположенном крыле, увеличить подъемную силу в режиме экранного полета при полете на больших углах атаки. Водометный движитель, которым снабжен летательный аппарат, предназначен для ускорения взлета и посадки на водной поверхности и более эффективного и экономичного передвижения по ней. Выполнение летательного аппарата широкофюзеляжным позволяет использовать многоцелевой летательный аппарат в качестве пассажирского или грузового транспортного средства большой грузоподъемности. Гидродинамические подводные крылья, расположенные в нижней части фюзеляжа и низкорасположенных крыльев и установленные с возможностью выдвижения, предназначены для снижения гидродинамического сопротивления при взлете, посадке и движении на водной поверхности. Соотношение углов поперечного V соответственно низко- и высокорасположенных крыльев V1 меньше или равно V2 выбрано исходя из того, что это позволяет повысить эффективность низкорасположенных крыльев в режиме экранного полета. А большие углы V2 позволяют эффективно производить управление по курсу по элевонной схеме и способствуют повышению курсовой устойчивости. При значении V1 больше V2 указанный эффект не достигается, а для управления необходимо будет применять стандартную схему управления. Выполнение пилонов в поперечном сечении полукольцевыми целесообразно с точки зрения отсутствия концентраторов напряжения. Пилоны выполняются из упругого композиционного материала, например углепластика или стеклопластика, т.к. это позволяет демпфировать (гасить) возникающие на низко- и высокорасположенных крыльях автоколебания и колебания, вызванные переменой среды и нагрузок. На фиг. 1 изображен общий вид первого варианта многоцелевого летательного аппарата (вид сбоку); на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - то же, вид снизу; на фиг. 4 - то же, вид спереди; на фиг. 5 - разрез А-А пилона; на фиг. 6 - вид сбоку в режиме взлета-посадки и околоэкранного полета; на фиг. 7 - вид сбоку с указанием сил, действующих на летательный аппарат в режиме полета; на фиг. 8 - вид сбоку в режиме посадки на воду и торможения; на фиг. 9 - вид сбоку в режиме движения на воде (схема действующих сил); на фиг. 10 - общий вид второго варианта многоцелевого летательного аппарата (вид сбоку); на фиг. 11 - то же, вид сверху; на фиг. 12 - то же, вид спереди. Многоцелевой летательный аппарат по первому варианту конструктивного решения содержит фюзеляж 1 с кабиной 2, крыло 3 низкорасположенное прямой стреловидности и c положительным углом поперечного V, крыло 4 высокорасположенное обратной стреловидности и отрицательным углом поперечного V. Крылья 3 и 4 по своим концам соединены пилонами 5 с аэродинамическим профилем. В хвостовой части фюзеляжа 1 расположен стабилизатор 6 с рулем направления 7 и кольцевым обтекателем 8 толкающего движителя 9, приводимого в движение двигателем 10. Крылья 3 и 4 имеют рули высоты (элероны) 11, закрылки 12 и предкрылки 13. Нижняя часть фюзеляжа 14, имеющая общую поверхность с нижней частью крыла 3, вместе с ребрами устойчивости 15 образуeт лодочную часть летательного аппарата, обеспечивающую посадку, движение и взлет последнего с водной поверхности. Для передвижения и торможения летательного аппарата на водной поверхности имеется водометный движитель, состоящий из двигателя 16, заборного канала 17, сопла с винтом 18 и заслонки 19. Для снижения гидродинамического сопротивления при взлете и посадке на водной поверхности в нижней части фюзеляжа 1 и низкорасположенных крыльев 3 установлены выдвигающиеся гидродинамические подводные крылья 20 (для второго варианта). Конструктивное решение по второму варианту многоцелевого летательного аппарата предполагает выполнение фюзеляжа 1 в виде широкофюзеляжного аэробуса. Работа многоцелевого летательного аппарата осуществляется следующим образом. В режиме взлета и посадки летательного аппарата (фиг. 6) за счет рулей высоты 11 низкорасположенного 3 и высокорасположенного 4 крыльев, а также закрылков 12 и предкрылков 13 обеспечиваются максимальная подъемная сила на крыльях 3 и 4 и устойчивый полет в экранном режиме полета. В установившемся полете (фиг. 7) на летательный аппарат действуют следующие силы: Gy1 - подъемная сила низкорасположенного крыла; Gy2 - подъемная сила высокорасположенного крыла; Po - сила тяжести летательного аппарата; GF - результирующая подъемная сила, приложенная в центре F летательного аппарата; Lo - расстояние между центрами фокусов низко- и высокорасположенных крыльев;



Формула изобретения


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12