Предохранительное устройство
Сущность изобретения: предохранительное устройство содержит корпус, установленный внутри него вал с барабаном и канатом и стопорное устройство, имеющее закрепленное внутри корпуса храповое колесо с внутренними зубьями, свободно установленный на валу барабана стопорный кулачок с наружными зубьями, взаимодействующими с зубьями храпового колеса, и подпружиненный возвратной пружиной инерционный диск, связанный со стопорным кулачком, подпружиненную обгонную втулку, выполненную с внутренним выступом и пазом, эксцентрично расположенным относительно вала барабана, и жестко установленную между инерционным диском и стопорным кулачком, которые соединены между собой штифтом, свободно установленным в пазу обгонной втулки, причем стопорный кулачок выполнен с фигурным пазом и выступом, а вал выполнен с радиальным вырезом, при этом внутренним выступ обгонной втулки взаимодействует с выступом фигурного паза стопорного кулачка . 5 ил. ел С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s А 62 В 35/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4873996/12 (22) 16.10.90 (46) 15.01.93. Бюл. N 2 (71) Вологодское монтажное управление
Треста "Южтехмонтаж" и Государственный проектно-конструкторский институт технологии монтажа промышленного оборудования (72) А,С.Дмитриченко (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1532378, кл. А 62 В 35/00, 1987. (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Сущность изобретения: предохранительное устройство содержит корпус, установленный внутри него вал с барабаном и канатом и стопорное устройство, имеющее закрепленное внутри корпуса храповое колесо с внутренними зубьями, свободно устаИзобретение относится к устройствам пассивной безопасности, а именно к индивидуальным средствам безопасности при проведении работ на высоте.
Наиболее близким по технической сущности к описываемому решению является предохранительное устройство, содержащее кОрпус, установленный внутри корпуса вал с барабаном и гибким элементом и стопорный узел, имеющий закрепленное внутри корпуса храповое колесо с внутренними зубьями, свободно установленный на валу барабана стопорный кулачок с наружными зубьями, взаимодействующими с зубьями храпового колеса и подпружиненный возвратный пружиной инерционный элемент, связанный со стопорным кулачком,,5U 1787444 А1 новленный на валу барабана стопорный кулачок с наружными зубьями, взаимодействующими с зубьями храпового колеса, и подпружиненный возвратной пружиной инерционный диск, связанный со стопорным кулачком, подпружиненную обгонную втулку, выполненную с внутренним выступом и пазом, эксцентрично расположенным относительно вала барабана, и жестко установленную между инерционным диском и стопорным кулачком, которые соединены между собой штифтом, свободно установленным в пазу обгонной втулки, причем стопорный кулачок выполнен с фигурным пазом и выступом, а вал выполнен с радиальным вырезом, при этом внутренний выступ обгонной втулки взаимодействует с выступом фигурного паза стопорного кулачка. 5 ил, Недостатком такого устройства является недостаточная надежность работы при различном положении его в пространстве, Цель изобретения — повышение надежности работы, Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено подпружиненной обгонной втулкой, выполненной с внутренним выступом и пазом, концентрично расположенным относительно вала барабана и установленной между инерционным элементом, выполненным в виде диска,и стопорным кулачком, жестко соединенных между собой штифтом. свободно установленным в пазу обгонной втулки, причем в стопорном кулачке выполнен фигурный паз с выступом, на валу барабана выполнен взаимодействующий с выступом радиальный паз, при этом
1787444
10
20
55 внутренний выступ обгонной втулки расположен с возможностью взаимодействия с выступом фигурного паза стопорного кулачка.
На фиг. 1 представлен общий вид предохранительного устройства; на фиг. 2 — вид сверху; на фиг, 3 — разрез А — А фиг, 2; на фиг, 4 — разрез по Б — Б фиг. 2; на фиг, 5 — разрез по B — В фиг. 2.
Предохранительное устройство содержйт корпус 1 с кронштейном 2 для крепленйя устройства к стационарной конструкции в зоне работы монтажника или к страховочному тросу, специально натянутому в зоне работы.
В корпусе 1 установлен вал 3 со свободно вращающимся барабаном 4, на который намотан гибкий элемент 5, длина которого выбрана три метра. На свободном конце гибкого элемента 5 закреплен карабин (на чертежах не показан) для крепления предохранительного устройства к поясу монтажника.
На корпусе 1 установлен стопорный узел, взаимодействующий с валом 3 барабана 4.
Стопорный узел содержит закрепленное внутри корпуса 1 храповое колесо 6 с внутренними зубьями 7 и стопорный кулачок 8 с наружными зубьями 9, взаимодействующими с зубьями 7 храпового колеса 6 при стопорении вращения барабана, Стопорный кулачок 8 имеет эллипсный внешний контур и фигурный внутренний паз 10 с выступом 11.
Стопорный узел содержит также инерционный элемент 12, выполненный в виде диска, установленный с гарантированным зазором по диаметру "d" на обгонной втулке
13,. изготовленной, например, из пластмассы. Обгонная втулка имеет выступ 14.
Обгонная втулка 13 соединена с валом
3 барабана 4 и расположена между инерционным элементом 12 и стопорным кулачком
8, при этом инерционный элемент 12 и кулачок 8 кинематически связан между собой штифтом 15, а в обгонной втулке 13 выполнен концентрично расположенный относительно вала 3 паз 16, в котором свободно перемещается штифт 15, На инерционном элементе 12 установлено пружинное полукольцо 17, связанное одним концом со штифтом 15, а другим - с элементом 12 и служащее для возврата инерционного элемента 12 и связанного с ним через штифт 15 стопорного кулачка 8 в исходное положение.
Между элементом 15 и обгонной втулкой 13 установлена пружина 18 для удержания их в исходном положении.
Вал 3 барабана 4 выполнен с радиальным вырезом 19, в котором расположен выступ 11 стопорного кулачка 8.
На корпусе 1 установлен также пружинный механизм для регулирования времени срабатывания стопорного устройства.
Описываемое предохранительное устройство работает следующим образом.
При плавном вращении барабана 4 вал
3 вращается совместно с инерционным элементом 12, обгонной втулкой 13 и стопорным кулачком 8, В этом случае между кулачком 8 и храповым колесом 6 существует зазор, При резком увеличении скорости вращения барабана 4 (аварийная ситуация) происходит срабатывание стопорного узла, при этом вал 3 барабана 4 совместно с обгонной втулкой 13 опережает вращение инерционного элемента 12, что приводит к их относительному перемещению по диаметру "d", Относительное перемещение обгонной втулки 13 и инерционного элемента 12 происходит в силу двух причин — наличия гарантированного зазора между обгонной втулкой 13 и инерционным элементом 12 по диаметру "d" и различия их моментов инерции. .Относительное перемещение втулки 13 и элемента 12 приводит к тому, что выступ
14 втулки 13 входит во взаимодействие с выступом 11 стопорного кулачка 8 и поворачивает последний, при этом зубья 9 кулачка
8 входят в зацепление с зубьями 7 храпового колеса 6, а выступ 11 входит в радиальный вырез 19 вала 3 барабана 4.
После снятия нагрузки с гибкого элемента 5 (ликвидация аварийной ситуации) инерционный элемент 12 под действием пружины 17 возвращается в исходное положение. При этом поворачивается стопорный кулачок 8,соединенный с инерционным элементом 12 штырем 15,и зубья 9 кулачка 8 входят в зацепление с зубьями 7 храпового колеса 6. В это же время выступ 11 кулачка
8 отходит от выступа 14 обгонной втулки 13, а вал 3 барабана 4 может свободно поворачиваться и гибкий элемент 5 наматываться на барабан.
Таким образом, предлагаемая конструкция обеспечивает безопасность работы монтажника, так как стопорное устройство надежно срабатывает при любом положении его в пространстве из-за сохранения постоянного взаимного расположения элементов устройства друг относительно друга, Формула изобретения
Предохранительное устройство, содержащее корпус, установленный внутри кор1787444 пуса вал с барабаном и гибким элементом и стопорный узел, имеющий закрепленное внутри корпуса храповое колесо с внутренними зубьями, свободно установленный на валу барабана стопорный кулачок с наружными зубьями, взаимодействующими с зубьями храпового колеса, и подпружиненный возвратной пружиной инерционный элемент, связанный со стопорным кулач\ ком, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено подпружиненной обгонной втулкой, выполненной с внутренним выступом и пазом, концентрично расположенным относительно вала барабана, и установленной между инерционным элементом, выполненным в виде диска, и стопорным кулачком, 5 жестко соединенными между собой штифтом, свободно установленным в пазу обгонной втулки, причем в стопорном кулачке выполнен фигурный паз с выступом, на валу барабана выполнен взаимодействующий с
10 выступом радиальный вырез, при этом внутренний выступ обгонной втулки расположен с возможностью взаимодействия с выступом фигурного паза стопорного кулачка, 1787444
1787444
Составитель А.Дмитриченко
Техред М.Моргентал Корректор О.Юрковецкая
Редактор
Заказ 21 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101