Устройство бесступенчатого фрикционного механизма передачи
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ял В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
RO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4836494/11 (22) 11.03.90 (46) 07.01.93, Бюл. hh 1 (75) В.Ф,Раковский (56) Фрикционные передачи автомобилей и тракторов, Фаробин Я.Е. М.: Машгиз, 1962, с. 140, фиг. 64а. (54) УСТРОЙСТВО БЕССТУПЕНЧАТОГО
ФРИКЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Цель изобре„„. Ж„„1785918 А1 тения — расширение диапазона регулирования и увеличение КПД. Устройство бесступенчатого фрикционного механизма передачи содержит симметричный дифференциал 1, который замкнут на лобовой вариатор 2 путем установки на полуосях равновеликих колес 3, 4, причем одно из колес 3 установлено на полуоси неподвижно, а другое — с возможностью смещения вдоль оси на шлицах. 2 ил.
1785918
a+b с=—
2 или, 10 а — Ь с=—
Обозначим через Я1 и В2 два крайних положения колеса 4, имеющего возмож15 ность смещения вдоль оси по шлицам, причем крайнее периферийное положение Rg колеса 4 соответствует положению колеса 3. жестко размещенного на оси а (Вг = R4).
Рассмотрим теперь работу описанно20 ro устройства в границах его диапазона регулирования, заданного интервала R1- В2.
Положение 1. Колесо 4 находится на крайнем периферийном радиусе вращения
Rz. От центрального колеса вариатора 2 вра25 щение передается колесам 3, 4 к полуосям а и Ь с одинаковыми по модулю противоположно направленными оборотами.
В этом положении выходной вал механизма с вследствие взаимовычитания оборотов а и Ь остается неподвижным. Обороты
35 его равны нулю, крутящий момент, подводимый от лобового вариатора, не реализуем и также равен нулю, Это состояние механизма необходимо охарактеризовать как состояние холостого хода или ускоренность
40 разгонного вращения. Передача, а тем более преобразование мощности, в этом положении механизма невозможна Аналог
"мертвой точки" в кинематических устройствах.
45 Положение 2, Колесо 4 выведено из состояния В2 и размещено в точке R1. Полуоси а и b начинают вращаться с различными оборотами в разные стороны.
Обороты выходного вала с определе50 ны: а-b с= —. а>Ь;
55 Обозначим через Т обороты двигателя, вращающего вал центрального колеса лобового вариатора, через Мл — крутящий моИзобретение относится к машиностроению. может быть использовано в устройствах, где необходимо получение бесступенчатого плавного изменения оборотов исполнительного звена. 5
Известна лобовая фрикционная передача с бесступенчатым регулированием, которая содержит дискообразное ведущее колесо с большим диаметром и вертикаль- . ной осью и ведомую горизонтальную ось (вал) с катком, имеющим возможность перемещения вдоль оси по шлицам и прочно прижатым к ведущему колесу. Достоинство аналога — конструктивная простота, недостаток — невысокий диапазон регулирования, Известно усовершенстванное устройство фрикциснного механизма передачи, содержащее симметричный дифференциал, левая и правая полуоси которого замкнуты между собой посредством вариатора. Достоинство устройства — достаточно высокий
КПД, но диапазон регулирования нуждается в увеличении. Конструктивная схема прототипа также достаточно громоздка.
Цель изобретения — расширение диапазона регулирования и увеличение КПД бесступенчатой передачи, Сущность изобретения,. отличающая его от прототипа. состоит в том, что классический симметричный дифференциал замкнут на лобовой вариатор путем установки на полуосях равновеликих колес, причем одно иэ колес установлено на полуоси неподвижно, а другое — с возможностью смещения вдоль оси на шлицах.
Предлагаемое устройство изображено на фиг. 1 и 2.
Устройство содержит симметричный дифференциал 1 автомобильного типа, замкнутый на лобовой вариатор 2 путем размещения на полуосях равновеликих . цилиндрических колес 3, 4. Одно из колес 3 размещено на полуоси неподвижно, другое
4 име6т воэможность смещения вдоль полуоси на шлицах. Мощность к механизму подводится от ведущего вала лобового вариатора 2, раздваивается колесами 3,4 по полуосям, а затем суммируется дифференциалом 1. Оба полуосевых колеса 3, 4 плотно контактируют с центральным колесом вариатора и вращаются в противоположных направлениях.
Работает устройство следующим образом, Для удобства обозначим обороты полу. оси с колесом 3 через а, обороты полуоси с колесом 4 — через Ь, обороты выходного вала дифференциала — через с. Общее кинематическое состояние между оборотами звеньев дифференциала учитывая противоположно направленное вращение полуосей а и Ь, с=. а — b
=О, т.к. а = Ь.
1785918
Т 2Т мент двигателя. Тогда I = — = с а — b — передаточное число механизма, Так как обороты полуосей а и Ь пропорциональны радиусам размещения колес 3 и
4, то имеем в записи:
I = или1= .2Т
Йа - Rb Ra — R4
Составитель В.Раковский
Техред М.Моргентал Корректор O.IOðêîeåöêàÿ
Редактор
Заказ 220 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
2Т
Мс = Мл x I = Мд X „
При смещении колеса 4 иэ положения
Р1 в положение Rz обороты полуоси а растут, а алгебраическая разница этих оборотов уменьшается, соответственно уменьшая обороты вала с. Мс с ростом передаточного отношения пропорционально возрастает.
Он возрастает тем больше, чем ближе по модулю становится величина оборотов полуосей а и Ь, Таким образом, диапазон регулирования передачи возрастает и стремится к очень большой величине, что при равноценных с прототипом размерах является боль5 шим преимуществом.
Формула изобретения
Устройство бесступенчатого фрикционного механизма передачи, содержащее сим10 метричный дифференциал, левая и правая полуоси которого замкнуты между собой посредством вариатора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования и увеличения КПД, симмет15 ричный дифференциал замкнут на лобовой вариатор путем установки на полуосях равновеликих колес, причем одно из колес установлено на полуоси неподвижно, а другое — с возможностью смещения вдоль оси на
20 шлицах.


