Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средства. Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с солнечными и коронными шестернями , водилом 8 и сателлитами, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни, водила или солнечной шестерни с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12 а также основной механизм управления 13 с рычагом 14. Возможно любое количество звеньев планетарного механизма 3 и число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и любые конструкции механизмов управления 13. Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно установлена на дополнительном торсионном валу 16 и имеет возможность выборочного взаимодействия ее венца 17 с венцами планетарного механизма. Вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он соединяет муфту 12 с корпусом. Во второй позиции (левое положение ) он связывает муфту 12 с выходным элементом бесступенчатого вариатора 29. Венец 27 может связываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 в виде шлицевого соединения (фиг.1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зубчатого соединения (фиг.2), при этом обеспечивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16. На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде регулируемой объемной гидропередачи, в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи 2 ил сл С XI ON СЛ О СО ON
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СКИХ
РЕСПУБЛИК
Ф (я)5 В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4383673/11 (22) 26,02.88 (46) 30,09.92. Бюл. М 36 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, А.А,Трич, В,Л.Николаенко, В,С,Давыдов и А,И,Бобровник (56) Авторское свидетельство СССР
М 1690314, кл. В 60 К 17/08 1986. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средства. Коробка передач транспортного средства содержит входной
1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с солнечными и коронными шестернями, водилом 8 и сателлитами, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни, водила или солнечной шестерни с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12. а также
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортн ых средств.
Цель настоящего изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенча„, Ы2„„1765036 А1 основной механизм управления 13 с рычагом 14. Возможно любое количество звеньев планетарного механизма 3 и число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и любые конструкции механизмов управления
13, Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно установлена на дополнительном торсионном валу 16 и имеет возможность выборочного взаимодействия ее венца 17 с венцами планетарного механизма, Вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он соединяет муфту 12 с корпусом. Во второй позиции (левое положение) он связывает муфту 12 с выходным элементом бесступенчатого вариатора 29.
Венец 27 может связываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 в виде шлицевого соединения (фиг.1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зубчатого соединения (фиг,2), при этом обеспечивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16. На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде регулируемой объемной гидропередачи, в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи. 2 ил. того регулирвоания скорости движения транспортного средства.
На фиг.1 — схема предложенной коробки передач с непосредственной связью вала выходного элемента бесступенчатого вариатора с частью зубчатой управляемой муфты; на фиг,2 — фрагмент схемы предложенной коробки передач со связью вала выходного элемента бесступенчатого
1765036 соединения (фиг,1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зуб- 40 чатого соединения (фиг,2), при этом обеспе.чивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16, На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде pery- 45 лируемой объемной гидропередачи. Аналогично бесступенчатый вариатор 29 может быть выполнен в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи и т,д, 50
Предложенная коробка передач транспортного средства работает в двух режимах.
Первый режим, режим ступенчатого изменения скорости движения транспортного 55 средства, обеспечивается в положении вала
16 и муфты 12, показанном на схемах. B зависимости от положения управляющих муфт 10, 11, а также муфты 12, управление которой осуществляется с помощью рычага вариатора с частью зубчатой управляемой муфты через шестеренную передачу.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя солнечными шестернями 4, 5, двумя коронными шестернями 6, 7 и водилам 8 с сателлитами 9, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен 4, 5 с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни
7, водила 8 или солнечной шестерни 5 с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12, а также основной механизм управления 13 с рычагом 14, Возможно и другое количество звеньев планетарного механизма 3, другое число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и другие конструкции механизмов управления 13. Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно соединена, например, шлицами 15 с дополнительным торсионным валом 16 и с помощью рычага 14 может выборочно взаимодействовать своим венцом 17 с венцами 18, 19, 20 соответственно коронной шестерни 6, коронной шестерни 7, или водила 8, а вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он посредством дополнительного венца 22, выполненного на конце 23 и соединенного с концом 24 посредством упругой торсионной части 25 связывает муфту 12 с корпусом 26, Во второй позиции (левое положение) он посредством венца 27 связан с выходным эелментом 28 бесступенчатого вариатора
29. Венец 27 можетсвязываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 или в виде шлицевого
14 через механизм управления 13, обеспечиваются различные ступенчато-изменяемые скорости движения транспортного средства. Для примера, в изображенном варианте планетарного механизма 3 обеспечивается восемь передач переднего хода и две передачи заднего хода, Связь звеньев 6, 7, 8 планетарного механизма 3 с корпусом
26 через упругую торсионную часть 25 обеспечивает гашение динамических нагрузок, возникающих при работе коробки передач, чем повышается ее долговечность, а бесступенчатый вариатор 29 при этом или может не устанавливаться, или использоваться для других целей, например, осуществления бесступенчато регулируемого отбора мощности и т,д, И второй режим, режим бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средства, обеспечивается при выводе посредством рычага 21 вала 16 е левое положение, При этом венец 22 отсоединяется от корпуса 26, а венец 27 связывается с венцом 30, т,е. вал 16 подсоединяется к выходному элементу 28 бесступенчатогс вариатора 29, 3а счет включения различных позиций муфт 10, 11 и 12 выбирается диапазон регулирования скорости, а за счет изменения параметра регулирования бесступенчатого вариатора 29 осуществляется регулирование скорости в выбранном диапазоне, Механизм 3, получающий функции дифференциального механизма, совместно с бесступенчатым вариатором 2с образуют двухпоточную бесступенчатую передачу, обеспечивающую, для примера е приведенном исполнении, семь диапазоное бесступенчатого регулирования скорост переднего хода и два диапазона бесступенчатого регулирования скорости заднего хода, а также одну прямую передачу, Введение упомянутых изменений в ко. робку передач транспортного средств." обеспечит расширение ее технологически> возможностй за счет дополнительной возможности бесступенчатого регулировани скорости движения транспортного средст ва.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средст ва, содержащая входной и выходной валы < установленными на них подвижно в осевоь направлении зубчатыми муфтами, управля емыми механизмом управления, планетар ный механизм, содержащий сателлиты водило, солнечные и коронные шестерни установленные с возможностью соеди нения через упомянутые зубчатые муфты ( ведущим и ведомым валами, и дополнитель
1765036
Составитель С.Белоусько
Техред М,Моргентал Корректор А,Ворович
Редактор Т.Орловская
Заказ 3346 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 л 7 > ный торсионный вал, связанный с корпусом. выполненный подвижным в осевом направлении от Механизма управления и снабженный зубчатой муфтой для взаимодействия с зубчатыми венцами соответственно корон- 5 ной шестерни и водила планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет обеспечения дополнительного бесступенчатого регулирования скорости, он 10 снабжен бесступенчатым вариатором, зубчатая муфта торсионного вала установлена на валу с возможностью осевого перемещения, а торсионный вал связан с дополнительным рычагом управления, снабжен дополнительный зубчатым венцом для соединения соответственно с корпусом и с выходным валом бесступенчатого вариатора, связанного входным звеном с входным валом коробки передач.


