Предохранительное устройство карданной передачи
Использование для предотвращения вращения при демонтированном защитном кожухе Сущность изобретения промежуточное звено карданной передачи выполнено в виде трех элементов на выступе одного из которых с возможностью вращения уста новлен второй Эти элементы выполнены с наружными шлицами Шлицы второго эле меита сопряжены с внутренними шлицами третьего На шлица первого и второго эле ментов с возможностью осевого переме цения установлена шлицеаая втулка Охватывающий промежуточное звено кожух выполнен в виде трех частей, две из которых сопряжены телескопически а третья с одной из этих двух связана жестко Сопряжение последних выполнено с промежуточным элементом связанным с возможностью вращения со шлицевой втул кой 2 з п ф-лы 2 ил
СОК1Э СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
PF. СГ1УГ ЛИК
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ Г1РИ ГКНТ СССР 1".1„Г 1 11 ОГ! И САН И Е И ЗОБ РЕТЕ Н И Я К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4 0ь Ю О (21) 4897003/27 (22) 26.12.90 (46) 07. 10.92. Бюл 1Ф 37 (71) Ленинградский сельскохозяйственный институт (72) В.С Шкрабак. С M Белов и Т И Белова (56) Авторское свидетельство СССР М 1073528, кл F 16 Р 1/02 1983 Авторское свидетельство СССР М 1493846. Кл F 16 Р 1/(а. 1987 (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРДАННОГО ВАЛА (57) Использование для предотвращения вращения при демонтированном защитном кожухе. Сущность изобретения промежуточное звено карданнои передачи выполнеИзобретение относится к области прикладной механики. в частности. к предохранительным устройствам техники безопасности общего назначения. (Дело в том, что в сельском хозяйстве 3.0-4.0 травм от всего количества травм с тяжелым и смертельным исходом приходится от наматывания на карданный вал, травмируются механизаторы и обслуживающий персонал). Известно предохранительное устройство для карданного вала (авт.св. М 1073528. кл. F 16 P i /02). в котором вилка выполнена кольцевой. устройство снабжено. по меньшей мере. одной дополнительной осью и установленными на вилке стержнями. cso бодные концы которых выведены через выполненные в корпусе устройства и в защитном кожухе отверстия, и связаны разьемным соединением с кожухом. а пружины расположены на стержнях и жестко » . Ж 1767279 А1 но в виде трех элементов на выступе одного из которых с воэможностью вращения уста новлен второй Эти элементы выполнены с наружными шлицами Шл«цы второго элемента сопряжены с внутренними щл«цам« третьего На ц:лицак первого и второго эле ментов с воэможностью осевого переме цен«я установлена шлицевая втулка Охватывающий промежуточное звено кожух выполнен в виде трех частей. две из которых сопряжены телескопически. а третья с одной иэ этих двух связана жестко. Сопряжение последних выполнено с промежуточным элементом. связанным с воэможностью вращения со шлицевой втул кой 2 з.пф-лы 2 «л связаны одним концом r. вилкой. а другим— с корпусом устройства. Недостатками данного устройства являются: 1. Снижение надежности работы устройства вследствие износа шлицевой втулки и кольцевой вилки из-за создаваемого трения между ними. а также вследствие Возможности повреждения и поломки упорных осей. которые выступают эа пределы корпуса устройства при снятом кожухе в том случае. если трактор используется с другими сельхозмашинами, не требующими привода от вала отбора мо.цности. 2, Сложность конструкции устройства заключается в использовании в устройстве по меньшей мере двух стержней с пружинами растяжения. которые. в свою очередь. требуют для их крепления дополнительные детали. 1767279 Наиоо.» е Ьлиэким по технической сущности к эа«еляемому устройству относится предохранительное устройство карданного вала (авт.св М 1493846. кл. F 16 P 1/02), содержащее защитный кожух. установленгыи коаксиально валу с в 1можностью осе- вого перемещения. отключающий механизм. выполненный в виде нала-вилки -. наружной шлицевои поверхностью на кон;" и подвижной в осевом на" велении шли евой втулкой с раэмещ, ием ><а ней ,. х.ирующим средством В устройстве защитный кожух выполнен состав> >м из двух жестко закрепленных фланцев и трех трубчатых элементов. два иэ которых установлены с возможностью поворота относительно фланцев. а третий трубчатыи элемент вы < л> е подвижным в осевом направлении ;<нос> тельно наружной поверхности одного иэ двух трубчатых элементов и жестко дахре»лен с вторым трубчатым элементом. причем на вну<реннеи поверхности конца каждого иэ двух жестко закрепленных трубчат<<к элементов выполнены упоры. отличаощи>< л<е><гн< <эл< снабжен дополнительным валом-вилкой r. наружной шлицевой оовер л><остью на конце. соединенным с основным валом-вилкой а фиксирующее средство выполнено в виде подшипника внутренняя обойма которого жестко закреплена на шлицевой втулке. а наружная обойма размещена с воэможностью контакта с уос лами двух >лестко соединенных трубчаты>< заеме>< Tr>R Но v >то ус>г>о <с>ео не лишено недос т cl T << О в 1 (ни:«» <ие надежности работы устроис<вэ об>.< он<>етс«недостаточной жесткостью с.эединения валов-вилок при отключенном устройстве что может привести к их деформации и поломке. а также воэможностью осуществить необходимую регулировку подшипника наружная обойма которого находится в контакте с упорами двух жестко соединенных трубчат»>х элементов. что может привести к преждевременному износу 2 Низкие эксплуатационные свойства устроиства иэ-за отсутствия компенсации длины карданной передачи при копировании рельефа поверхности почвы исполнительной машиной. так как данное соединение валов-вилок не допускает их осевого перемещения относительно друг друга. Целью иэобретения является повышение эксплуатационных свойств путем огреждения. обеспечивающей возможности изменения длины карданной передачи. а 55 также повышения надежности. путем увеличения точности монтажа, Указанная цель достигается тем. что предохранительное устройство кардзнной передачи, используемой г эеимущественно для сельскохозяйственнь х машин и включающей связанные шарнирными муфтами входное. выходное и промежуточное звенья. причем последнее выполнено в виде двух связанных валов-вилок. содержащее защитный кожух, выполненный в виде двух фланцев, которые установлены концентрично вокруг. соответственно. входного и выходного звеньев карданной передачи. и трех трубчатых элементов. которьеустановлены вокруг и концентрично промежуточного звена, причем два трубчатых элемента жестко связаны между собой разьемным соединением. третий установлен с воэможностью осевого перемещения относительно одного из первых, а второй из них и третий устаноьлены смежно одними из своих концов соответствующим фланцам и свободно относительно них. кроме того. устройство содержит отключающий механизм в виде связанной со вторым трубчатым элементом посредством выжимного подшипника отключающей втулки со шлицееыми отверстиями. сопряженной с охватываемыми шлицами. один из которых выполнен на конце одного иэ валов-вилок кардзнной передачи. ори этом этот вал выполнен с расположенным также на его конце выступом. размещенным в опорном отверстии. которое выполнено в торце конца второго вала-вилки, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств путем ограждения обеспечивающей возможность изменения длины кардзнной передачи. оно снабжено дополнительной втулкой. которая установлена с возможностью вращения посредством подшипников скольжения на упомянутом выступе первого вала-втулки выполнено шлицевым. вторые охватываемые шлицы выполнены на дополнительной втулке и сопряжены со шпицами опорного отверстия второго вала вилки. Предохранительное устройство снабжено флзнцем включения. выполненным с проточкой и крышкой. выжимной подшипник выполнен в виде подшипникз качения с наружной и внутренней обоймами. упомянутая наружная обойма установлена в проточке фланца включения и зафиксирована крышкой. упомянутая внутренняя обойма установлена на отклющей втулке и зафиксирована стопорным кольцом, при этом флзнец включения расположен между первым и вторым трубчатыми элементами и жестко 1767279 с ними связан. причем с одним иэ них раэьемным соединением. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство. разрез; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1. Устройство состоит из карданного вала 1 приводной машины и карданного вала 2 исполнительной машины. коаксиально которым установлен защитный кожух с возможностью перемещения относительно укаэанных валов. К карданным валам 1 и 2 присоединены соответственно вал-вилка 3 и дополнительный вал-вилка 4, связанные между собой посредством втулки 5 включения, которая установлена в подшипниках 6 скольжения. жестко закрепленных стопорным кольцом 7. на цилиндрической поверхности ступени меньшего диаметра вала-вилки 3. Втулка 5 включения сопрягается своей внутренней шлицевой поверхностью с наружной шлицевой поверхностью дополнительного вала-вилки 4 и связана со шлицеаой поверхностью ступени большего диаметра вала-вилки 3 посредством шлицевой втулки 8, на наружной поверхности которой размещено фиксирующее средство в виде подшипника 9 и фланца 10 включения, во внутренней проточке которого размещена наружная обойма подшипника 9. зафиксированная крышкой 11, а внутренняя обойма жестко закреплена стопорным кольцом 12 на наружной поверхности шлицевой втулки 8. Защитный кожух выполнен составным из жестко закрепленных к приводной и исполнительным машинам соответственно фланцев 13 и 14. К каждому из этих фланцев соединительными болтами 15 и 16 присоединены соответственно соединительные кольца 17 и 18. к которым через оси 19 и 20 крепятся трубчатые элементы 21 и 22 с возможностью поворота относительно осей 19 и 20, а следовательно. относительно фланцев 13 и 14. Фланец включения 10. Связанный посредством болтового соединения 23 с трубчатым элементом 22. жестко соединен с трубчатым элементом 24. который, а свою очередь, имеет воэможность осевого перемещения относительно трубчатого элемента 21. Формула изобретения 1. Предохранительное устройство карданной передачи, используемой преимущественно для сельскохозяйственных машин и включающей связанные шарнирными муфтами входное, выходное и промежуточное звенья. причем последнее выполнено о виде двух связанных валов-вилок. содержащее защитный кожух, выполненный а виде двух фланцев. которые установлены концентрично вокруг соответственно входного и 5 выходного звеньев карданной передачи и трех трубчатых элементов, которые установлены вокруг и концентрично промежуточному звену, причем два трубчатых элемента жестко связаны между собой разъемным со10 единением, третий установлен с возможностью осевого перемещения относительно одного из первых. а второй иэ них и третий установлены смежно одними иэ своих концов соответствующим фланцам и свободно 15 относительно них, кроме того, устройство содержит отключающий механизм в виде связанной со вторым трубчатым элементом посредством выжимного подшипника отключающей втулки с шлицевым отверстием. 20 сопряженной с охватываемыми шлицами, один из которых выполнен на конце одного из валов-вилок карданной передачи, при этом этот вал выполнен с расположенным также на его конце выступом, размещенным 25 в опорном отверстии. которое выполнено в торце конца второго вала-вилки. о т л и ч аю щ е е с я тем, что. с целью улучшения эксплуатационных свойств путем ограждения обеспечивающей воэможность измене30 ния длины карданной передачи. оно снабжено дополнительной втулкой. которая установлена с возможностью вращения посредством подшипников скольжения на упомянутом выступе первого вала-вилки. 35 опорное отверстие второго вала-вилки выполнено шлицевым, вторые охватываемые шлицы выполнены на дополнительной втулке и сопряжены со шлицами опорного отверстия второго вала-вилки. 40 2.Устройство по и. 1.отл ича ю щее c a тем, что. с целью повышения надежности путем увеличения точности монтажа. оно снабжено фланцем включения. выполненным с проточкой и крышкой, выжимной 45 подшипник выполнен в виде подшипника качения с наружной и внутренней обойма ми. упомянутая наружная обойма установлена в проточке фланца вклкчения и зафиксирована крышкой. упомянутая внут50 ренняя обойма установлена на отключающей втулке и зафиксирована cTollopHblM кольцом. при эх м фланец включения расположен между первым и вторым трубчатыми элементами и жестко с ними связан. причем 55 с одним из них разъемным соединением. 1767279 Т Составитель В. Шкрабак Техред М.Моргентал Корректор С.Патрушева Редактор Заказ 3538 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101