Защитное устройство для удержания частей разорвавшихся деталей
Изобретение относится к защитным устройствам для удержания частей разорвавшихся деталей и может быть использовано в стендах для испытания трансмиссий или двигателей транспортных машин. Цель изобретения - повышение срока службы, надежности работы, а также уменьшение габаритов и массы устройства путем повышения точности взаимного расположения внутреннего корпуса относительно вращающейся детали. Защитное устройство содержит наружный корпус (К) с направляющими поверхностями (НП) 18 в виде стоек 2, установленных на основании 1, и внутренний К в виде полукорпусов 3 и 4 с НП 19, контактирующими с НП 18. Внутренний К установлен на пружинах (П), опирающихся на регулируемые опоры. Защитное кольцо 5 установлено во внутреннем К с возможностью вращения и с помощью зубчатой передачи 20 соединено через редуктор 7 с рекуперативным электродвигателем 6, соединенным с датчиком 8. При испытании дисков 17 на разрыв их осколки после нескольких скользящих ударов по кольцу 5 начинают скользить по его внутренней поверхности, увеличивая частоту его вращения. От сопряжений внутреннего К срабатывает датчик 8, от него отключается привод дисков 17, а электродвигатель 6 начинает работать в режиме генератора. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Р 1 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 ил.
ZI г
6
f9 фиг ) А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4267930/25-27 (22) 25.06.87 (46) 07.!2.90. Бюл. № 45 (?2) В. Л. Подольный (53) 62-783.63.001.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1057743, кл. F 16 P 1/02, 1981. (54) ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
УДЕРЖАНИЯ ЧАСТЕЙ РАЗОРВАВШИХСЯ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к защитным устройствам для удержания частей разорвавшихся деталей и может быть использовано в стендах для испытания трансмиссий или двигателей транспортных машин. Цель изобретения — повышение срока службы, надежности работы, а также уменьшение габаритов и массы устройства путем повышения точности взаимного расположения внутреннего корпуса относительно вращающейся детали. Защитное устройство содерÄÄSUÄÄ 1612169 А 1 жит наружный корпус (К) с направляющими поверхностями (НП) 18 в виде стоек 2, установленных на основании 1, и внутренний К в виде полукорпусов 3 и 4 с НП 19, контактирующими с НП 18. Внутренн, и К установлен на пружинах (П), опирающихся на регулируемые опоры. 3 а щитное кольцо 5 установлено во внутреннем К с возможностью вращения и с помощью зубчатой передачи 20 соединено через редуктор 7 с рекуперативным электродвигателем 6, соединенным с датчиком 8. При испытании дисков 1? на разрыв их осколки после нескольких скользящих ударов по кольцу 5 начинают скользить по его внутренней поверхности, увеличивая частоту вращения.
От сопряжений внутреннего К срабатывает датчик 8, от него отключаетси привод дисков 17, а электродвигатель 6 начинает работать в режиме генератора. 3 з. и. ф-лы, 1612169
Изобретение относится к защитным устройствам и может быть использовано в стендах для испытания трансмиссий или двигателей транспортных машин с цел; io удержания осколков разорвавшегося при испытании диска инерционного барабана, имитирующего массу движущейся (транспортной) машины, или в стендах для испытания дисков на разрыв.
Цель изобретения — повышение срока службы, надежности работы, а также уменьшение габаритов и массы устройства путем повышения точности взаимного расположе( ния внутреннего корпуса относительно вращающейся детали.
На фиг. 1 изображено устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Устройство содержит наружный корпус в виде установленных на основании 1 стоек 2, внутренний корпус, состоящий из скрепленных между собой полукорпусов 3 и 4, защитное кольцо 5, рекуперативный электродвигатель 6, редуктор 7, датчик 8, торцовые крышки 9, плиты 10, упоры 11, Hpóжины 12 и 13, регулируемые опоры 14 и 15.
В стойках 2 размещены посадочные места 16 для установки опор вала с дисками 17. Датчик 8 соединен с электродвигателем 6 и системой отключения привода (не показана) дисков 17. Между посадочными местами 16 под опоры вала с дисками 17 расположены две параллельные между собой и обращенные одна к другой направляющие поверхности 18 в виде плоскостей, перпендикулярных к общей оси посадочных мест 16, контактирующие с направляющими поверхностями 19 внутреннего корпуса 3, 4, установленного между плоскостями 18 на пружинах 12 и 13, каждая из которых опирается на регулируемые опоры 14 и 15. Пружины 12 опираются на регулируемые опоры 14, установленные в плитах 10, прикрепленных к основанию 1. Пружины 13 опираются на регулируемые опоры 15, расположенные на полукорпусе 4. С помощью регулируемых опор 14 и 15, изменяя величину сжатия пружин 12 и 13, можно перемещать внутренний корпус 3, 4 относительно стоек 2, причем это перемещение ограничено упорами 11, которые закреплены на стойках 2 и входят в промежуток между кольцевыми ребрами (не показаны) на торцовых крышках 9, установленных во внутреннем корпусе 3, 4. В торцовых крышках 9 имеется центральное отверстие для прохода опор вала с дисками 17. Защитное кольцо 5 установлено во внутреннем корпусе 3, 4 между торцовыми крышками 9 и с помощью зубчатой передачи 20 соединено с редуктором 7, установленным на полукорпусе 3. Редуктор 7 соединен с электродвигателем 6, который закреплен на корпусе редуктора 7. Датчик 8 установлен на полукорпусе 3. Внутренний
55 корпус 3, 4 установлен с помощью регулируемых опор 14 и 15, так, чтобы защитное кольцо 5 было концентрично дискам 17, которые при установке вала во внешний корпус 2 попадают в пространство, ограниченное внутренней поверхностью
21 защитного кольца 5 и торцовыми крышками 9. Упоры 11 представляют собой полукольца, ширина которых равна промежутку между кольцевыми ребрами торцовых крышек 9, уменьшенному на удвоенную величину зазора между внутренней поверхностью 21 защитного кольца 5 и наружным диаметром дисков 17. Защитное кольцо 5 изготовлено из прочного жаростойкого материала и при этом его внутренняя поверхность 21 имеет высокую твердость. Пазы 22 в стойках 2 служат для измерения зазора между упорами 11 и кольцевыми ребрами торцовых крышек 9. Ось вала с дисками 17 лежит в плоскости разъема основания 1 и стоек 2.
Для того, чтобы изменить количество дисков 17, надо сначала снять полукорпус 3 со всеми установленными на нем агрегатами и стойки 2, потом снять со станины 1 вал с дисками 17 вместе с надетыми на него защитным кольцом 5 и торцовыми крышками 9, а после снять торцовые крышки 9 и защитное кольцо 5. Установка вала с дисками 17 производится в обратном порядке.
Первая установка вала с дисками 17 в устройство производится в следующем порядке:
Снимается полукорпус 3 со всеми установленными на нем агрегатами и стойки 2. Вынимаются из полукорпуса 4 защитное кольцо 5 и торцовые крышки 9.
После этого на диски 17 надевается защитное кольцо 5 и вал с дисками 17 устанавливается в основание 1. Затем на полукорпус 4 устанавливается скоба (не показана), масса которой равна массе торцовых крышек 9 и полукорпуса 3 с установленными на нем агрегатами. После полукорпус 4 с помощью регулируемых опор 14 и 15 устанавливается так, чтобы защитное кольцо 5 было концентрично дискам 17. После этого снимается с полукорпуса 4 скоба (не показана), снимается со станины 1 вал с дисками и надеваются на него торцовые крышки 9, после чего вал с дисками 17 снова устанавливается в основание 1. Потом устанавливается полукорпус 3 и стойки 2. После этого устанавливаются упоры 11.
Перед началом испытаний защитное кольцо 5 приводится во вращение в ту же сторону, что и вал с дисками 17. Частота вращения защитного кольца 5 уста— навливается в зависимости от максимальной частоты вращения дисков 17, наружного диаметра дисков 17 и допустимой температуры нагрева внутренней поверх1612169 ности защитного кольца 5. Вращение защитного кольца 5 обязательно только в периоды переменных режимов испытаний, так как в этом случае возникают наибольшие напряжения в дисках 17. На постоянной частоте вращения дисков 17 вращение защитного кольца 5 не обязательно, так как диски 17 рассчитываются на прочность, а поковки, из которых они изготовлены, подвергаются испытаниям. В том случае, если диск 17 испытывается на разрыв, вращение защитного кольца 5 обязательно.
При разрыве диска 17 осколки после нескольких скользящих ударов по защитному кольцу 5 начинают скользить по его внутренней поверхности. При этом выделяется большое количество тепла и увеличивается частота вращения защитного кольца 5.
От сотрясения внутреннего корпуса 3, 4, вызванного ударами осколков в защитное кольцо 5, срабатывает датчик 8, по сигналу которого выключается привод (не показан) вала с дисками 17 и переключается электродвигатель 6, вращающий защитное кольцо 5, на работу в режиме генератора электрического тока, на что расходуется кинетическая энергия осколков диска
17 и защитного кольца 5, приводящего ротор электродвигателя 6 во вращение.
При вращении защитного кольца 5 во внутреннем корпусе 3, 4 также выделяется большое количество тепла, однако нагрев трущихся поверхностей здесь значительно меньше из-за большой их площади.
Формула изобретения
1. Защитное устройство для удержания частей разорвавшихся деталей, содержащее б связанный с основанием наружный корп>с и смонтированный в нем посредством упругих элементов с опорами внутренний корпус с защитным кольцом, установленный с возможностью перемещения в плоскостй, перпендикулярной к оси устройства, отличающееся тем, что, с целью повышения срока службы и надежности работы, внешний и внутренний корпуса выполнены с направляющими поверхностями, контактируюшими между собой, а опоры упругих эле15 ментов выполнены регулируемыми, 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено установленным на внутреннем корпусе рекуперативным электродвигателем с передачей, соединенной с защитным кольцом, а защитное кольцо установлено с возможностью вращения относительно внутреннего корпуса.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью ограничения перемещения внутреннего корпуса, оно
25 снабжено упорами, установленными во внешнем корпусе.
4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что оно снабжено системой отключения привода вращающейся детали при разрыве последней, имеющей связанный с рекуперативным электродвигателем датчик, установленный с возможностью взаимодействия с внутренним корпусом в его измененном при разрыве вращающейся детали положении.!
612169
ll/l
Р
Составитель И. Лукина
Редактор В. Бугренкова Техред А. Кравчук Корректор Т. Малец
Заказ 3824 Тираж 446 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау ш с ка я н аб., д. 4/5
Г!роизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



