Способ смазывания трибосопряжения
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для смазывания узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности трибосопряжения. Смазывание трибосопряжения производят периодически , причем очередную дозу смазочного материала подают при определенной величине потерь на трение, для чего потери контролируют . Новым в способе является то, что смазочный материал подают при достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов смазки. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 N 15/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4746688/29 (22) 05.10,89 (46) 23.06.92. Бюл. ¹ 23 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро "Полюс" при Ивановском энергетическом институте им. В.И,Ленина (72) А.M.Çåìëÿêoâ и Ю.О.Михалев (53) 621.89(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 417674, кл. F 16 N 29/00, 1974. (54) СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ (5 1) Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для смазываИзобрет ние относится к машиностроению и может быть применено для смазывания узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности трибосоп-. ряжения.
На чертеже представлен график изменения мощности трения (N) в зависимости от объема дозы (V) смазочного материала, подаваемого в трибосопряжение, где Nponмаксимальная допускаемая для трибосопряжения мощность трения; Vpon — соответствующий ей объем дозы смазочного материала; а — рабочая точка, которой соответствуют V> — объем дозы смазочного материала и Nð — потребляемая мощность в момент после подачи смазочного материала; N«< — минимальная потребляемая мощность.
Объем дозы смазочного материала определяет толщину смазочного слоя. Нали Ы 1742576 А1 ния узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трибосопряжения. Смазывание трибосопряжения производят периодически, причем очередную дозу смазочного материала подают при определенной величине потерь на трение, для чего потери контролируют. Новым в способе является то, что смазочный материал подают при достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов смазки. 1 ил. чие на графике экстремального минимума мощности трения связано с тем, что при относительно малой толщине смазочного слоя потери на преодоление вязкого сопротивления бывают меньше, чем при большой толщине смазочного слоя, а сопротивление сдвигу меньше, чем при трении квазикристаллических граничных слоев со сравнительно прочной структурой. На графике выделены три главных режима смазки: I— гидродинамическая смазка, II — смешанная смазка, Ill — граничная смазка.
При периодическом смазывании трибосопряжения в зависимости от дозы и интервала между подачами смазочного материала толщина смазочного слоя может существенно изменяться. Предпочтител ьным режимом смазки является конецдиапазона смешанной смазки и начало диапазона гидродинамической смазки (участок аоа), Этот режим смазки обеспечивает как наименьший износ трибосопряжения, так и малые потери на трение.
1742576
Формула изобретения г>
1 т r
Составитель
Техред M,Моргентал Корректор Л,Бескид
Редактор И.Дербак
Заказ 2274 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат Г!атент", г. Ужгород, ул.!:i., арина, 10 !
Исходя из величины максимальных допускаемых потерь на трение (Nppp}, выбирают объем дозы смазочного материала (V ) обеспечивающий работу трибосопряжения в режиме гидродинамической смазки, В процессе работы трибосопряжения контролируют потери на трение и, когда последние снижаются до минимума (NMgg) или до определенной величины, подают очередную дозу смазочного материала, Пример. Смазывание цилиндрической зубчатой передачи с эвольвентным профилем зубьев осуществляют магнитной жидкостью, синтезированной на триэтаноламине. Передача содержит зубчатые колесо из стали 20Х13 твердостью HV 380 — 440 с числом зубьев на каждом колесе z= 60, модулем m = 0,6 мм, шириной венца Ь= 4 мм, изготовленные по 6-й степени точности. Частота вращения колес составляет 8с, кон-1 тактное давление 500 МПа. Потери на трение оценивают по потребляемой электродвигателем мощности с помощью ваттметра, Смазочный материал подают периодически через 8 ч по 0,05 см . Мощность трения после очередной подачи смазочного материала изменяют от 55 до 30 Вт.
За 300 ч наработки интенсивность изнаши5 вания составляет 1,2.10 .
Предлагаемый способ позволяет почти на порядок уменьшить интенсивность изнашивания зубчатой передачи, при этом расход энергии снижается на 10 g,.
10. Способ смазывания трибосопряжения, включающий контроль потерь на трение и
15 периодическую подачу дозами смазочного материала при определенной величине потерь на трение, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трибосопряжения, смазочный
20 материал подают по достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов сма ки.

