Узел трения с магнитоактивной смазкой
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для смазывания узлов трения магнитоактивными смазочными материалами. Цель изобретения - повышение работоспособности и увеличение срока службы узлов трения. Узел трения содержит емкость для магнитоактивного смазочного материала и магнитную систему. Емкость образована охватывающими рабочий элемент магнитопроводами 4 и 5 и немагнитными стенками 6 и 7, закрывающими зазор между магнитопроводами, который выполнен сужающимся к рабочему элементу. Емкость имеет входное отверстие, к которому подсоединен газовый трубопровод 9 с управляемым клапаном 10. При открытом клапане 10 магнитоактивный смазочный материал из емкости поступает на рабочий элемент и удерживается на нем в результате воздействия на смазочный материал магнитного поля. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А2
ЦЕ (И) (51)4 F 16 Н l 00 ж. ОЮ
c-n>N IHNI
ЛИЭТБКА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ср
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ
flO ИЗОБ8ЕТЕНИЯМ И QTHPblTHSIM
ПРИ ГКНТ СССР
1 (61) 1117430 (21) 4332232/31.-29 (22) 23..11.87 (46) 15.11.89. Бюл. и 42 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро "Полюс" при Ивановском энергетическом институте .им.В.И.Ленина (72) А.И.Земляков и 6,0 ° Михалев (53) 621 ° 89 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11 1.117430, кл. Р 16 Я 15/00, 1984, 2 (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ С МАГНИТОАКТИВНОЙ
СМАЗКОЙ (57}Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для смазывания узлов трения магнитоактивными смазочными материалами. Цель изобретения - повышение работоспособ-. ности и увеличение срока службы узлов трения. Узел трения содержит емкость, для магнитоактивного смазочного материала и магнитную систему. Емкость
1521977
1 образована охватывающими рабочий элемент магнитопроводами 4 и 5 и немагнитными стенками 6 и 7, закрывающими зазор между магнитопроводами, который выполнен сужающимся к рабочему элементу. Емкость имеет входное отверстие, к которому подсоединен газовый
Изобретение относится к машинотроению, а именно к устройствам для смазывания узлов трения магнитоактив ыми смазочными материалами.
Целью изобретения является увели1 чение срока службы узлов трения соз данием возможности дозированной подачи смазки на рабочие элементы.
На чертеже схематично изображен 20 узел трения (зубчатая передача) с магнитоактивной смазкой, разрез.
Узел трения состоит из емкости и ,магнитной системы, которыми снабжено по крайней мере одно зубчатое колесо. 25
Магнитная система включает магнитный возбудитель 1 в виде кольцевого постоянного магнита с максимальной намагниченностью, установленный на колесе между зубчатыми дисками 2 и 3 ,из Ферромагнитного материала, кото1 рые раздельно охвачены магнитопрово дами 4 и 5. Поверхностями магнитопро1, водов 4 и 5, обращенными друг к другу, образован клинообразный зазор, сужающийся к зубчатому колесу, и ко,.торый закрыт немагнитными стенками 6 и 7. Образованная таким образом по; лость 8 заполнена магнитоактивной смазкой. В стенке б выполнено слив- 40 ное, отверстие, а к входному отверстию на стенке 7 подсоединен газовый трубопровод 9 с управляемым клапаном 10.
Устройство работает следующим об- 45 разом.
При достижении узлом трения режима работы, при котором начинает усиливаться шум, начинают увеличиваться потери на трение и повышение температуры деталей и т.п., по сигналу от датчика (не показан), контролирующего один из параметров узла трения, например величину шума, срабатывает клапан 10, открывая доступ воздуха в полость 8. С этого момента магнитоактивная смазка начинает поступать в зазор между магнитопроводами 4 и 5 и зубчатым колесом, где действует ботрубопровод 9 с управляемым клапаном
10. При открытом клапане 10 магнитоактивный смазочный материал из емкости поступает на рабочий элемент и удерживается на нем в результате воздействия на смазочный материал магнитного поля. 1 ил. лее сильное магнитное поле. После поступления достаточного количества смазочного материала на зубчатые колеса, восстанавливается нормальный режим работы узла трения, клапан 10 отключается, и подача смазочного материала прекращается. Таким образом происходит периодическое смазывание узла трения. Магнитный поток (показано стрелками) создает в полости 8 неоднородное магнитное поле с гради. ентом магнитной индукции, направленным по радиусу к зубчатому колесу.
Такое магнитное поле равномерно распределяет магнитоактивную смазку по всей полости 8 у стенки 6, что обеспечивает постоянную подачу смазочного материала, по мере его убывания, к сливному отверстию не зависимо от расположения устройства в пространстве. Действующее вокруг зубчатого колеса магнитное поле обеспечивает надежное удержание магнитоактивной смазки на поверхностях зубьев.
Узел трения, в котором подача смазки осуществляется только по мере вырабатывания смазочной среды, позволяет производить его заправку в любое время независимо от сроков хранения его и режима работы.
Формула изобретения
Узел трения с.магнитоактивной смазкой по авт. св. Н 1117430, о т— личающи"ся тем,,что, сцелью повышения срока службы, он снабжен емкостью для магнитоактивной смазки, имеющей сливное и входное отверстия и газовый трубопровод с управляемым клапаном, боковые стенки емкости выполнены в виде двух охватывающих узел трения магнитопроводов, образующих между собой клинообразный зазор, сужающийся к узлу трения, а две другие стенки выполнены из немагнитного материала, при этом в одной
1521977 иэ них, расположенной со стороны уз- тие, в другой - входное отверстие,. ла трения, выполнено сливное отверс- соединенное с газовым трубопроводом.
Составитель В.Гришков
Редактор Ю.Середа Техред M.Õîäàíè÷ Корректор M,Uàðîøè
Заказ 6931/34 Тираж 584 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 1 91


