Узел трения с магнитоактивной смазкой
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с магнитоактивной смазкой. Цель - повышение долговечности узла трения с магнитоактивной смазкой - достигается за счет повышения равномерности распределения смазки по поверхностям трения. Зацепляющиеся сборные зубчатые колеса состоят из венцов 3, 4 и 5, 6 соответственно из ферромагнитного материала. Между венцами каждого из колес установлены создающие магнитное поле возбудители 1 и 2, удерживающее в межвенцовом пространстве магнитоактивную смазку 7. Между венцами 3, 4 установлено кольцо 8 из немагнитного материала. При работе узла в зоне зацепления зубчатых колес смазка механически выдавливается кольцом 8 из пространства между венцами 5, 6, обеспечивая равномерную смазку рабочих поверхностей зубьев. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕ ГСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕН-4ЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
У (61) 1216546 (21) 4247152/25-28 (22) 18.05.87 (46) 30.05.90. Бюл. ¹ 20 (71) Ивановский энергетический институт им. В,И.Ленина (72) А.М.Земляков и В.В.Подгорков (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1216546, кл. F 16 N 15/00, 1986. (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ С МАГНИТОАКТИВНОЙ
СМАЗКОЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с магнитоактивной смазкой. Цель — повышение долговечности узла трения с магнитоактив„„ Ц„„1567844 А2 (я)э F 16 N 15/00, F 16 Н 57/04 ной смазкой — достигается эа счет повышения равномерности распределения смазки по поверхностям трения. Зацепляющиеся сборные зубчатые колеса состоят иэ венцов
3, 4 и 5, 6 соответственно иэ ферромагнитного материала. Между венцами каждого из колес установлены создающие магнитное поле возбудители 1 и 2, удерживающее в межвенцовом пространстве магнитоактивную смазку 7. Между венцами 3, 4 установлено кольцо 8 из немагнитного материала.
При работе узла в зоне зацепления зубчатых колес смазка механически выдавливается кольцом 8 иэ пространства между венцами
5, 6, обеспечивая равномерную смазку рабочих поверхностей зубьев. 1 э.п. ф-лы, 1ил, 1567844
Формула изобретения
1, Узел трения с мэгнитоактивной смазкой по авт.св. М 1216546, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения долговечности, он снабжен установленным между венцами одного из рабочих элементов соосным кольцом из немагнитного материала с наружным диаметром, большим диаметра впадин между зубьями венцов.
2. Узел по п.1, отл и ч а ю шийся тем, что кольцо установлено на рабочем элементе с меньшим диаметром венцов.
Составитель В.Сергеев
Редактор Л,Пчолинская Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М,Самборская
Заказ 1313 Тираж 489 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с магнитоактивной смазкой.
Цель изобретения — повышение долговечности узла трения с магнитоактивной 5 смазкой путем повышения равномерности распределения смазки по смазываемым поверхностям трения.
На чертеже изображен узел трения с магнитоактивной смазкой. 10
Узел трения с магнитоактивной смазкой содержит рабочие элементы вращения с размещенными в них магнитными возбудителями 1 и 2,намагниченными в направлении осей рабочих элементов, Последние 15 представляют собой два сборных зацепляющихся зубчатых колеса с венцами 3 и 4 и 5 и 6 соответственно из ферромагнитного материала. Возбудители 1 и 2, размещенные между соответствующими венцами 3, 4 и 5, 20
6, представляют собой кольцевые постоянные магниты с наружным диаметром, меньшим или равным диаметру впадин между зубьями венцов 3, 4 и 5, 6. На поверхность зубьев венцов 3, 4 и 5, 6 нанесена магнито- 25 активная смазка 7. Между венцами одного иэ рабочих элементов (e частности, между венцами 3 и 4 с меньшим диаметром) установлено соосное кольцо 8 из немагнитного материала с наружным диаметром, боль- 30 шим диаметра впадин между зубьями этих венцов.
Узел трения работает следующим образом.
Вращающий момент передается зацеп- 35 лением сборных зубчатых колес, являющихся рабочими элементами узла. Магнитный поток от возбудителей 1 и 2, замыкаясь через пространство между соответствующими венцами 3. 4 и 5, 6, создает в этом пространстве магнитное поле, удерживающее магнитоактивную смазку 7, Объем смазки 7 концентрируется под действием этого поля в упомянутом пространстве, принимая торообразную форму в периферийной части.
В зоне зацепления зубчатых колес смазка 7 механически выдавливается иэ пространства между венцами 5 и 6 кольцом 8. При этом смазка 7 равномерно растекается по ширине венцов 3, 4 и 5, 6. Вне зоны зацепления объем смазки 7 принимает первоначальную форму. Таким образом, пространство между венцами 5 и 6 служит накопителем смазки, гарантирующим ее удержание на колесе при действии центробежных сил, а кольцо 8 служит распределителем смазки 7 в зоне зацепления.

