Привод
Использование: в машиностроении в качестве привода для различных машин и механизмов . Сущность изобретения: устройство содержит корпус, механическую ускоряющую передачу, -две пружинные трубки и две обгонные муфты, расположенные внутри трубок, внутренние обоймы муфт жестко закреплены на тихоходном валу . Муфты установлены с возможностью передачи движения в противоположных направлениях. Наружные обоймы муфт соединены с пружинными трубками. 3 ил.
COIO3 СОВЕ ТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4732724/28 (22) 29.08.89 (46) 15.06.92. Бюл. Иг 22 (71) Харьковский авиационный институт им, Н,Е,Жуковского (72) А.И.Полетучий и М.Д.Кива (53) 621.833.7 (088,8) (56) Крайнев А,Ф. Словарь-справочник по механизмам. М.:Машиностроение, 1987, с.
486, сх. а слева, Там же, с.214, сх,б слева.
„, SU„„ 1740824 А1 (54) ПРИВОД (57) Использование: в машиностроении в качестве привода для различных машин и механизмов, Сущность изобретения: устройство содержит корпус, механическую ускоряющую передачу, .две пружинные трубки и две обгонные муфты, расположенные внутри трубок, Внутренние обоймы муфт жестко закреплены на тихоходном валу. Муфты установлены с возможностью передачи движения в противоположных направлениях. Наружные обоймы муфт соединены с пружинными трубками. 3 ил.
1740824
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве легкого, компактного привода для различных машин и механизмов.
Известен привод, содержащий корпус, передачу и пружинную трубку в виде незамкнутого кольца, связанную одним концом с корпусом и установленную с возможностью периодического сообщения с источником давления рабочей среды.
Недостатком известного привода являются низкие технологические возможности, обусловленные весьма малым углом поворота ведомого звена и отсутствием реверса.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является привод, содержащий корпус, передачу и пружинную трубку в виде незамкнутого кольца, связанную одним концом с корпусом и установленную с возможностью периодического сообщения с источником давления рабочей среды.
Недостатками известного привода являются низкие технологические возможности и низкая нагрузочная способность,обусловленные весьма малым углом поворота ведомого звена, отсутствием реверса и низкой жесткостью системы привода, Цель изобретения — расширение технологических возможностей и повышение нагрузочной способности привода.
Цель достигается тем, что привод, содержащий корпус, передачу и пружинную трубку в виде дуги, связанную одним концом с корпусом и установленную с возможностью периодического сообщения с источником давления рабочей среды, снабжен дополнительным валом, связанным с тихоходным звеном передачи, и пружинной трубкой, аналогичной основной, и двумя . разнонаправленными обгонными муфтами, внутренние обоймы которых жестко закреплены на дополнительном валу и расположенные внутри незамкнутых колец, а последние вторыми концами шарнирно связаны с наружными обоймами соответствующих обгонных муфт, На фиг. 1 изображен привод, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг.
1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг„1, Привод содержит корпус 1, в котором смонтирован на подшипниках 2 и 3 тихоходный вал 4. На валу 4 неподвижно закреплены внутренние обоймы 5 и 6 обгонных муфт, установленных с возможностью передачи движения в противоположных направлениях. Обоймы 5 и 6 через ролики.7 взаимодействуют с наружными обоймами 8 и 9 обгонных муфт соответственно. Обоймы 8 и 9 расположены внутри пружинных трубок
10 и 12 соответственно и соединены с ними посредством шарниров 12 и 13, Пружинные трубки 10 и 11 связаны с корпусом 1 при помощи переходников 14 и 15. Для сообще5 ния трубок 10 и 11 с источником среды высокого давления имеются штуцера 16 и 17.
Вал 4 является входным звеном волнового ускоряющего механизма (мультипликатора). На валу 4 неподвижно закреплено
10 гибкое зубчатое колесо 18, с которым зацепляется жесткое колесо 19, неподвижно установленное е корпусе 1 привода. Гибкое колесо 18 охватывает генератор волн 20, неподвижно закрепленный на выходном ва15 лу 21 мультипликатора. Вал 21 смонтирован на подшипнике 22, расположенном в корпусе 1 привода и на подшипнике 23, установленном в расточке вала 4.
Привод работает следующим образом;
20 Рабочая среда под высоким давлением подается е одну из трубок, например 10, через штуцер 16. При этом конец трубки, связанный шарниром 12 с наружной обоймой 8 совершает поворот на сравнительно
25 небольшой угол р = 1-4 против часовой стрелки, Это движение посредством роликов 7 передается на внутреннюю обойму 5 обгонной муфты и далее на вал 4. Вместе с валом 4 поворачивается гибкое колесо 18, 30 которое вследствие зацепления с жестким колесом 19 и взаимодействия,с генератором волн 20, сообщает последнему и связанному с ним выходному валу поворот на большой угол pz = i p>, где i — передаточное
35 отношение волновой передачи.
При необходимости реверсирования вращения выходного вала 21 рабочая среда подается поддавлением в трубку 11, связанную с наружной обоймой 9 обгонной муфты, 40 передающей движения в направлении часовой стрелки, т,е. еал 4 вращается в направлении движения часовой стрелки.
Следовательно, выходной вал 21 вращается против часовой стрелки, По сравнению с известным предложенный привод имеет большие технологические воэможности за счет увеличения угла поворота выходного звена и возможности реверсирования, а также большую нагру50 зочную способность за счет увеличения же сткости системы.
Формула изобретения
Привод, содержащий корпус, передачу и пружинную трубку в виде дуги, связанную
55 одним концом с корпусом и установленную с возможностью периодического.сообщения с источником давления рабочей среды, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических воэможно1740824 стей и повышения нагрузочной способности, привод снабжен дополнительным валом, связанным с тихоходным звеном передачи, и пружинной трубкой, аналогич-. ной основной, и двумя разнонаправленны- 5 ми обгонными муфтами, внутренние обоймы которых жестко закреплены на дополнительном валу и расположены внутри дуг, а последние вторыми концами шарнирно связаны с наружными обоймами соответствующих обгонных муфт.
174ОЗ24
Составитель А.Полетучий
Редакто > M.Íåäîëóæåíêî Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М,Демчик
Заказ 2С71 Тираж Подписное
BHI ИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101



