Упорный подшипник турбомашины
Использование преимущественно в центробежных и осевых компрессорах, а также в паровых и газовых турбинах. Упорный подшипник содержит корпус 1, упорные колодки 2, смонтированные на подкладных кольцах 3, коллектор 5 смазки, камеры подвода масла и камеры 7 слива. Каждая колодка 2 выполнена с цилиндрической опорной частью 8 с охлаждающими ребрами 9 и внутренней камерой 10 для размещения штифта с каналом 11. Этот канал сообщает коллектор 5 с камерой 10 и продольными каналами 12 для слива масла в камеру 7. Подача холодного масла через канал 11 и камеру 10 происходит по существу в месте наиболее горячей зоны поверхности скольжения, отделенной стенкой 14. Отверстие 19,в подкладном кольце 3 и отверстия 20 в перегородке 18 соединяют коллектор 5 смазки соответственно с камерой подвода и с продольным пазом перегородки . Конструкция позволяет снизить температуру поверхности скольжения за счет увеличения эффективности теплообмена. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТ(КИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 17/ 06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4820286/27 . (22) 26.04.90 (46) 07.05.92. Бюл, М 17 (71) Производственное объединение "Невский завод" им.B.È.Ëåíèíà (72) Х.И.Муратов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hL 1434158; кл. F 16 С 17/Об, 1987.
- (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТУРБОМАШИНЫ (57) Использование „преимущественно в центробежных и осевых компрессорах, а также в паровых и газовых турбинах. Упорный подшипник содержит корпус 1, упорные колодки 2, смонтированные на подкладных кольцах 3,. коллектор 5 смазки, камеры подвода масла и камеры 7 слива, „„5U„„1732031 А1
Каждая колодка 2 выполнена с цилиндричесКоА опорной частью 8 с охлаждающими ребрами 9 и внутренней камерой 10 для, размещения штифта с каналом 11. Этот канал сообщает коллектор 5 с камерой 10 и продольными каналами 12 для слива масла в камеру 7. Подача холодного масла через канал 11 и камеру 10 происходит по существу в месте наиболее горячей зоны поверхности скольжения, отделенной стенкой 14.
Отверстие 19 в подкладном кольце 3 и отверстия 20 в перегородке 18 соединяют коллектор 5 смазки соответственно с камерой подвода и с продольным пазом перегородки. Конструкция позволяет снизить температуру поверхности скольжения за счет увеличения эффективности теплообмена
3 ил.
1732031
15.20
40
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к упорным подшипникам центробежных и осевых компрессоров, а также паровых и газовых турбин.
Известен упорный подшипник скольжения турбомашинь, в котором каждая упорная колодка соединена штифтом с подкладным кольцом, Существенный недостаток такого подшипника — плохой отвод тепла от антифрикционной поверхности трения упорной колодки.. Это снижает надежность работы подшипника по температурным условиям.
Последнее объясняется тем; что теплоотдача от массы тела колодки к охлаждающему маслу имест низкую эффективн()сть; по" скольку площадь Омываемых маслом наружных поверхностей колодки мала, а разность
: температур ме>кду маслом и телом колодки недостаточна для хорошего теплообмена. В результате емпература антифрикционной поверхнос1и скольжения имеет повышенную величину, Известен упорныЙ подшипник турбомашин; содержащий корпус, смонтированные в нем на подкладном кольце с помощью штифтов упорные колодки, а также коллектор смазки и камеры подвода и слива масла.
Недостаток такого подшипника заклю= чается в том, что в ем Отвод тепла От массы тела колодки к Охла: дак>щему маслу имеет низкую эффективность. Это снижает надежность работы подшипника потемпературным условиям антифрикционной поверхности скольжения. Последнее Обьяс яется тем, что такой подшипник имеет "сухой" картер. При этом теплоотдача От массы тела колодки к маслу практически отсутствует. Обьясняется зто тем, что Ьоковые поверхности колодки и ее тыльная сторона по существу не омываются маслом, поскольку в подшипнике отсутствует масляная ванна, В результате температура антифрикционной поверхности скольжения имеет повыв енную величину.
Целью изобретения является повышение надежности работы упорного подшипника путем повышения эффективности теплоотвода от массы тела колодки в наиболее горячей зоне антифрикционной поверхНОСТИ СКОЛЬЖВНИЯ., Поставленная цель достигается тем, что каждая упорная колодка выполнена c ..цилиндрической опорной частью с охлаждающими ребрами на ее наружной поверхности и внутренней камерой для размещения штифта, при этом штифт выполнен с внутренним каналом, сообщающим коллектор смазки с внутренней камерой опорной части колодки, и наружными продольными каналами длл слива масла в камв уу слива.
На фиг. 1 представлен упорный подшипник, продольный разрез; на фиг. 2— сечение А-А на фиг, 1; на фиг. 3 — сечение
Б-Б на фиг. 1 °
Упорный подшипник содержит корпус
1; упорные колодки 2, смонтированные на подкладных кольцах 3 с помощью штифтов
4, коллектор 5 смазки, камеры 6 подвода масла и камеры 7 слива. Каждая упорная колодка 2 выполнена с цилиндрической опорной частью 8 с охлаждающими ребрами
9 на ее наружной поверхности и внутренней камерой 10 для размещения штифта 4, при этом штифт 4 выполнен с внутренним центральным каналом 11, сообщающим коллектор 5 смазки с внутренней камерой 10 опорной части 8 колодки 2, и наружными продольными каналами 12 для слива масла в камеру 7 слива. Охлаждающие ребра 9 (фиг. 2) цилиндрической опорной части 8 имеют диаметр d, по существу равный радиальной протяженности В (фиг,3) колодки 2.
Наиболее горячая зона 13 антифрикционной поверхности F скольжения колодки 2 расположена над внутренней камерой 10 опорной части 8 в непосредственной близости От места подачи холодного масла через внутренний центральный канал 11 и отделена от последней стенкой 14, толщина t которой является минимальной, но достаточной для восприятия усилия с1 со стороны масляного клина между колодкой 2 и упорным диском 15. Ребра 9 опорной части 8 расположены в цилиндрической выемке 16 подкладного кольца 3, сообщенной отверстием
17 с коллектором 5 смазки, Камера 6 подвода смазки и камера 7 слива масла образованы перегородкой 18, расположенной между колодками 2, Отверстие 19 в подкладном кольце 3 и отверстия 20 в перегородке 18 соединяют коллектором 5 смазки соответственно с камерой 6 подвода и с продольным пазом 21 (фиг.3) перегородки 18. Линии тока а (фиг,2) показывают направление Обтекания маслом ребер 9 опорной части 8; линии тока б (фиг.3) — направление подвода масла . в клин между колодкой 2 и упорным диском
15; линии тока в.— перетоки масла из продольного паза 21-через зазор Ьмеждуупорным диском 15 и перегородкой 18 в камеру
7 слива противотоком относительно направления вращения а.упорного диска 15; линии тока г — направление подачи масла в камеру 10 для охлаждения горячей зоны 13 антифрикционной поверхности скольжения колодки 2..
Упорный подшипник работает следующим. образом.
1732031
Масло под давлением подводится в коллектор 5 смазки и разделяется нэ четыре части. Первая часть направляется через отверстия 19 в камеру 6 подвода масла и далее по линиям б тока в масляной клин между 5 упорным диском 15 и колодкой 2 и обеспечивает клИнообразование, Вторая часть масла через отверстия 20 в перегородке 18 попадает в продольный паз 21 и через зазор Л между перегородкой 10
18 и упорным диском 15 противотоком относительно направления вращения и.последнего перетекает по линиям тока в в камеру
7 слива, интенсивно охлаждая рабочую поверхность упорного диска 15. Третья часть 15 масла через отверстие 17 попадает в цилиндрическую выемку 16 подкладного кольца 3 и по линиям тока а омывает снаружи опорную часть 8 с ребрами 9; Вследствие того, что диаметр выемки 16 равен диаметру d 20 ребер 9„масло интенсивно омывает последние. Поскольку ребра 9 резко увеличивают коэффициент теплоотдачи от массы тела колодки 2 к холодному маслу, происходит эффективный отвод тепла трения от 25 антифрикционной поверхности F колодки 2.
Четвертая часть масла через внутренний центральный канал 11 штифта 4 поступает во внутреннюю камеру 10 опорной части 8 и сливается через продольные каналы
12
2 в камеру 7 слива по линиям тока г, дополнительно охлаждая наиболее горячую зону
13 антифрикционной поверхности F скольжения колодки 2.
Изобретение позволяет повысить надежность работы упорного подшипника путем снижения температуры поверхности скольжения упорной колодки за счет резкого увеличения эффективности теплообмена.
Формула изобретения упорный подшипник турбомашины, содержащий корпус, смонтированные в нем на подкладном кольце с помощью штифтов упорные колодки, а также коллЕктор смазки и камеры подвода и слива масла, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы, каждая упорная колодка выполнена с цилиндрической опорной частью с охлаждающими ребрами на ее наружной поверхности и внутренней камерой для размещения штифта, при этом штифт выполнен с внутренним центральным каналом, сообщающим коллектор смазки с внутренней камерой упомянутой опорной части колодки, и наружными продольными каналами для слива масла в камеру слива.
1732031
Составитель Х.Муратов
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Ципле
Редактор Н.Тупица
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.гагарина, 101
Заказ 1568 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5



