Колодка упорного подшипника скольжения
Изобретение относится к машиностроению и может применяться в опорах высоконагруженных узлов машин и механизмов, например в турбонасосных агрегатах. Цель изобретения - повышение несущей способности и надежности за счет улучшения гидродинамических свойств. Колодка упорного подшипника скольжения содержит рабочую поверхность 2 и входную 4, выходную 7 и боковые 5,6 кромки. Колодка снабжена вкладышами 8,9,10,а на рабочей поверхности 2 выполнены по всей длине входной 4 и боковых 5,6 кромок пазы, в которых установлены с возможностью перемещения в вертикальном направлении вкладыши 8,9,10. Вкладыши 8,9,10 размещены на упругих элементах выше уровня рабочей поверхности 2. При этом создаются условия для направленного движения смазки к выходной кромке, препятствуя растеканию смазки. В результате увеличивается количество прокачиваемого масла через рабочую зону подшипника, что приводит к снижению температуры рабочей поверхности колодки и улучшению гидродинамических характеристик подшипника. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 С 17/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4186865/25-27 (22) 26.01,87 (46) 07,04.89. Бюл. N - 13 (71) Производственное объединение
"Новокраматорский машиностроительный завод (72) 10.M.Григорьев (53) 68).822,5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М - 894230, кл. F 16 С 17/06, 1981.
Патент США - 3891281, кл. F 16 С 17/06, 1975. (54) КОЛОДКА УПОРНОГО ПОДШИПНИКА
СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может применяться в Опорах высоконагруженных узлов машин и механизмов, например в турбонасосных агрегатах. Цель изобретения — т1овышение несущей способности и надежности за счет улучшения гидродинамичес„„80„„1470996 А1 ких свойств. Колодка упорного под— шипника скольжения -одержит рабочую I поверхность 2 и входную 4, выходную
7 и боковые 5, 6 кромки. Колодка снабжена вкладышами 8 — 10, а Hà рабочей поверхности 2 выполнены по всей длине входной 4 и боковых 5, 6 кромок пазы, в которых установлены с. возможностью перемещения в вертикальном направлении вкладыши 8 — 10.
Вкладыши 8 — 10 размещены на упругих элементах выше уровня рабочей поверхности 2. При этом создаются условия для направленного движения смазки к выходной кромке, препятствуя растеканию смазки. В результате увеличивается количество прокачиваемого масла через рабочую зону подшипника, что приводит к снижению температуры рабочей поверхности колодки и улучшению гидродинамических характеристик подс шипника. 3 ил.
1470996
Изобретение относится к машиностроению и может применяться в опорах высоконагруженных узлов машин и механизмов. например в турбонасосУ
5 ных агрегатах.
Цель изобретения — повышение несущей способности и надежности за счет улучшения гидродинамических свойств. 10
На фиг.1 представлена колодка упорного подшипника скольжения, вид сверху; на фиг,2 -- сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг,2.
Колодка упорного подшипника сколь- 15 жения содержит корпус 1, имеющий рабочую поверхность 2 из антифрикционного покрытия с несущими карманами 3, входную кромку 4, боковые кромки 5.и
6 и выходну1е кромку 7„ Колодка снаб- 20 жена вкладышами 8 - 10,, установленными в выполненных на рабочей поверхности 2 по всей длине входной 4 и боковых 5 и Ь кромок пазах 11 — 13„
Вкладыши 8 — 10 установлены на упругих элементах 4 и 15 выше уровня рабочей поверхности ? с возможностью перемещения в нергикальном направлении. Вкладыш-:.к выполнены из износостойкого материала, например капро- 3О лона, в виде брусков с поясками 16 в верхней части и углублением 17 в нижней части, опираещейся на упругие элементы 14 и 15, выполняющими одновременно роль уплотнений. Пояски 16 вкладышей 8 — 10 в статическом положении выступают над рабочей поверхностью колодки, а верхняя поверхность
18 поясков вкладышей выполнена соответствующей по форме сопряженной час- gQ ти подвижного элемента, например вала (не пока.зан). В основании корпуса
1 выполнен HBs 19 типа "ласточкин хвост, в котором установлена сферическая пята 20 с элементами регули- д рования и фиксации.
Колодка упорного подшипника скольжения работает следующим образом.
Под действием массы подвижного элемента (вала) вклацыши 8 — 10 деформируют расположенные под ними упругие элементы 4 и 15 и их верхние. поверхности 18 поясков 16 устанавливаются на уровне рабочей поверхности 2. Смазка под давлением подается в несущие карманы 3 и вал всплывает
1 на смазочном слое. При этом вкладыши
8 — 10, освободившись от нагрузки за счет упругих свойств элементов 14 и 15 приподнимаются на величину смазочного слоя, При вращении вала между рабочей поверхностью 2 и валом образуется гицродинамический клин смазки. Теперь смазка может подаваться только в несущий карман 3, расположенный у входной кромки 4 колодки подшипника, который начинает работать в гидродинамическом режиме. Вкладыши 8 — 10 вы- . сотой поясков 16 копируют форму гидродинамического клина, а форма их внешней поверхности 18 копирует форму опирающегося элемента (вала), что создает препятствие со стороны входной и боковых кромок. для свободного растекания смазки с рабочей поверхности 2 колодки.
Изобретение позволяет создавать условия для направленного движения смазки к выходной кромке колодки. В результате увеличивается количество прокачиваемого масла через рабочую зону подшипника, что приводит к снижению температуры рабочей поверхности колодки и улучшению динамическиххарактеристик подшипника, Формула изобретения
Колодка упорного подшипника скольжения, содержащая рабочую поверхность с несущим карманом, соединенным с системой подачи смазки под давлением, а также входную, выходную и боковые кромки, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности за счет улучшения гидродинамических свойств, она снабжена вкладышами, на рабочей поверхности со стороны входной кромки выполнены дополнительный несущий карман, соединенный с системой подачи смазки под давлением, и размещенные по всей длине входной и боковых кромок пазы, в которые установлены на упругих элементах выше уровня рабочей поверхности вкладыши с возможностью перемещения в вертикальном направлении.
147099й
Б-б
10
Редактор Г.Волкова
Заказ 1572/40 Тираж 698 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина,101
У
13
Составитель Т.Хромова
Техред- M.Ходанич Корректор И.Муска


