Устройство для испытания подшипников качения на долговечность

 

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям подшипников качения. Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний . Устройство содержит размещенный в полом цилиндрическом корпусе с дном вертикальный приводной вал, на нижнем его конце смонтирован испытываемый подшипник, погруженный в жидкость, а на верхнем конце - технологический подшипник , поддерживающий вал, механизм нагружения, состоящий из тарированной пружины, калиброванной шайбы и силовой крышки, и моментомер. В цилиндрической стенке корпуса-между испытываемым и технологическим подшипниками на разной высоте от испытываемого подшипника выполнены два сквозных отверстия - нижнее и верхнее для прокачки маловязкой жидкости через корпус, причем между отверстиями установлено соосно с валом бесконтактное уплотнение, а между верхним отверстием и технологическим подшипником - аналогичное уплотнение. Это устройство констатирует фактическую долговечность подшипника при высоких скоростях вращения. 2 ил. у Ј

союз советских социАлистических

РЕСПУБЛИК (5!)5 G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1.) 4791204/27 (22) 14.02.90 (46) 30.03.92, Бюл. М 12 (71) Московский авиационный институт им.

Серго Орджоникидзе (72) А.М.Гаврилюк, С.А.Дубенец, Е..М.Còàðшинов и P.Â.Êîðîñòàojåâñêèé . (53) 621.822.6(088.8) (56) Бобровников Г Н., Иванушкйн А.М,; Камышев Л;А. Трение в подшипниках качения, залитых жидкостью. — Вестник машиностроения. M„1968. М 5, с. 18-20. (54) УСТРОЙ С ГВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПОДLUMllHNKOB КАЧЕНИЯ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям подшипников качения. Цель изобретения — . повышение достоверности результатов испытаний. Устройство содержит размещенный в полом цилиндрическом корпусе с

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям подшипников качения.

Известна экспериментальная установка, в которой в цилиндрическом стакане на вертикальном валу установлен погруженный в криогенную жидкость испытываемый подшипник качения.

Однако в известной установке при высоких частотах вращения вокруг подшипника образуется вращающаяся вихревая воронка с газовой полостью в центре, йриводящая к нарушению условий смазывания и охлаждения и, следовательно, снижению его долговечности. . Известна также экспериментальная установка для испытаний подшипников,.которая может быть принята в качестве!

Ж„„1723481 А1 дном вертикальный приводной вал, на нижнем его конце смонтирован испытываемый подшипник, погруженный в жидкость, а на верхнем конце — технологический подшипник, поддерживающий вал, механизм нагружения. состоящий из тарированной пружины, калиброванной шайбы и силовой крышки, и моментомер. В цилиндрической стенке корпуса между испытываемым и технологическим подшипниками на разной высоте от испытываемого подшипника выполнены два сквозных отверстия — нижнее и верхнее для прокачки маловязкой жидкости через корпус, причем между отверстиями установлено соосно с валом бесконтактное уплотнение, а между верхним отверстием и технологическим подшипни- З ком — аналогичное уплотнение. Это устройство констатирует фактическую долговечность подшипника при высоких скоростях вращения. 2 ил. в прототипа, содержащая два испытываемых подшипника, установленных на вертикальном валу в цилиндрическом корпусе, заполненном маловязкой жидкостью, а также моментомер.

В известном устройстве при работе подшипника на малых частотах вращения свободная поверхность жидкости, в которую он погружен, имеет фсрму горизонтальной плоскости, положение которой определяет уровень столба жидкости над испытываемым подшипником..

При увеличении оборотов жидкость в результате сил внутреннего трения.увлекается во вращение, а за счет массовых центробежных сил отбрасывается от внутреннего кольца подшипника к внешнему. В результате на внутреннем кольце под1723481 шипника происходит падение статического давления жидкости. Это приводит к изменению ее агрегатного состояния, сопровождающегося выделением парогаэовых фракций, т.е; кавитации, ухудшающей условия смазывания поверхностей трения подшипника.

Кроме того, свободная поверхность жидкости меняет свою первоначальную плоскую форму: у внутреннего кольца уровень жидкости опускается, у наружного— поднимается, а в промежутке между ними точки свободной поверхности занимают положение, теоретически близкое к параболоиду вращения. В результате вокруг подшипника образуется вихревая воронка с газовой полостью в центре.

С увеличением скорости вращения разница между положениями верхних и нижних точек свободной поверхности, определяющих глубину вихревой воронки, увеличивается и при достижении определенных частот вращения парогазовая полость может охватить весь подшипник.

Работа подшипника в условиях вихревой воронки характеризуется пониженными значениями момента трения подшипника вследствие закрутки жидкости в цилиндрической полости корпуса, а также существенно меньшей плотности парогазовой среды, в которой происходит вращение комплекта тел качения. Однако при этом нарушаются условия смазывания подшипника и он теряет работоспособность.

Таким образом, известное техническое решение приводит к заниженным значениям долговечности подшипника и поэтому несовершенно.

Целью изобретения является, повышение качества и достоверности результатов испытаний путем установления фактической долговечности подшипника при высоких скоростях вращения.

Для достижения указанной цели устройство для испытания подшипников качения на долговечность, содержащее корпус в виде полого цилиндрического стакана, со осно смонтированный в нем вертикальный приводной вал с элементами для фиксации испытываемого подшипника, механизм нагружения и моментомер, снабжено двумя бесконтактными уплотнениями, причем в боковой стенке стакана над элементами фиксации испытываемого подшипника последовательно выполнены два радиальных сквозных отверстия, а бесконтактные уплотнения смонтированы в цилиндрической полости стакана соосно с валом соответственно между отверстиями и над верхним отверстием.

25 и верхнее отверстие 9 для ее отвода. Между отверстиями 8 и 9 в корпусе.1 соосно с валом

50

На фиг,1 изображено предлагаемое устройство, разрез; на фиг.2 — график характеристик подшипника, иллюстрирующий области режимов его работы в условиях наличия и отсутствия вихревой воронки.

Предлагаемое устройство состоит из полого цилиндрического корпуса 1, нижняя часть которого выполнена из оптически прозрачного материала (оргстекла). В корпусе 1 установлен вертикальный приводной вал 2, на нижнем конце которого смонтирован испытываемый подшипник 3, а на верхнем конце — технологический подшипник 4, поддерживающий приводной вал 2. Здесь. же установлен узел нагружения испытываемоro подшипника 3; состоящий из тарированной пружины 5, калиброванного кольца 6 и силовой крышки 7, Для прокачки жидкости через корпус 1 в его цилиндрической стенке между испытываемым 3 и технологическим

4 подшипниками на разной высоте от испытываемого подшипника 3 выполнены два сквозных отверстия — нижнее отверстие 8 для подвода жидкости е полость корпуса 1

2 установлено бесконтактное уплотнение

10, а между технологическим подшипником

4 и верхним отверстием 9 — аналогичное уплотнение 11, выше которого в цилиндрической стенке корпуса 1 выполнено дополнительно аварийное дренажное от.верстие 12.

Регулирование гидравлических параметров прокачиваемой жидкости осуществ-. ляется с помощью дросселей 13 и 14, а контроль за ними — по манометрам 15,16 и расходомеру 17. Температура жидкости регистрируется по термопаре 18. Непосредственно над испытываемым подшипником 3 вблизи вала 2 установлен приемный зонд с манометром 19 для отбора давления и фиксации процесса зарождения и развития вихревой воронки. Замер момента трения на приводном валу 2 осуществляется с помощью моментомера 20. Нижняя часть корпуса 1, заполненная жидкостью с содержащимся в ней испытываемым подшипником 3 и ограниченная сверху уплотнением 10, образует подшипниковую камеру 21.

Методика проведения испытаний с помощью предлагаемого устройства заключается в следующем.

Для обеспечения условий работы погруженным в жидкость корпус 1 через отверстие 8 при предварительно открытых дросселях 13 и 14 заполняют жидкостью до момента, когда она начинает перетекать через отверстие 9, после чего дроссель 13 за1723481 крывают. Испытываемому подшипнику 3 В точке а происходит излом моментной сообщают нагрузку, соответствующую усло- характеристики подшипника. Соответствувиям испытаний, с помощью тарированной ющая ей критическая частота (A

его момента тренйя. Устанавливают эксплу- вихревой воронки. Точка b графика соответатациойную частоту ab вращения, задан- "0 ствует режимным параметрам работы подную по условиям испытаний, и на этом шипника, на которых происходит режиме регистрируют момент трения под- регистрация его долговечности в условиях шипника. Мтр и его долговечность. После существования воронки. завершения испытаний подшипник. отра- Характеристика, представленная ломаботавший ресурс, заменяют на новый. 15 ной линией о — с-б, получена при некотором

Дальнейшая задача испытаний заклю- промежуточном избыточном давлении жидчается в установлении фактической долго- . кости, которое обеспечивается за счет провечности подшипника 3 в условиях качки жидкости через камеру 21 контроля за гидродинамическими процес- подшипника. На этой зависимости участок сами,.происходящими в жидкости, в кото-. 20 о — с также соответствует работе подшипнирую подшипник погружен. ка без парогазовых каверн и воронки, а учаДля этого подшипнику 3 сообщают зв- сток с — d — при наличии этих явлений. Точка данную эксплуатационную частоту враще- сиотвечающаяейчастотавращенияв явния fib. Одновременно. открывая дроссель, ляются критическими для данного давления

13 и закрывая дроссель 14, по манометру 19. 25 жидкости р,, в камере подшипника устанавливают неко- - И, наконец, линия о — е отвечает режиторое промежуточное избыточное давление . мам работы подшипника во всем диапазоне жидкости Р и на этом режиме фиксируют частот вращения до вэ без проявления примомент трения подшипника. Контроль эа знаков нарушения сплошности жидкости расходом жидкости через камеру 21 под- 30 илиобразованияворонки. Этотрежимрабошипника ведут по расходомеру 17. ты реализуется при некотором избыточном далее, поддерживая неизменной часто- давлении, обозначенном предельным Рпр ту вращения щ подшипника, с помощью Превышение этого давления не создает дросселей 13 и 14 постепенно повышают положительного эффекта; поскольку. жиддавление жидкости в камере 21и периоди- 35 к,ьнжод в днофазн.аЕегмномс чески РегистРиРУют пРиРост момента тРЕ.- янии и, следовательно, является несжимаемой. ниЯ. ПроДолжают повышать давление Точка е на графике является точкой измережидкости до тех поР, пока не прекращаетСЯ ния фактической долговечности подшипника, Рост момента тРениЯ, что свидетельствУет работающего в условиях отсутствия наруоб одновременном агрегатном состоянии 40 шения условий смазывания поверхностей жидкости и отсутствии вихревой воронки. трения

На этом режиме регистрируют долговеч- Таким образом, методика проведения ность подшипника. испытаний с помощью предлагаемого устНа фиг.2 поясняется графически мето- ройства позволяет определить оптимальдика пРоведениЯ испытаний. Здесьд Я на- 45 ные режимные параме Ры работы глЯАности в логарифмичЕских коордииатах:, подшипника, обеспечивающие его фактичепРедставлена зависимость момента тРЕния: скую располагаемую долговечность. подшипника Мтр от частоты вращения Ш при Отличие конструкции предлагаемого ygразличных значениях избыточного давле- тройства от известных заключается в том, ниЯ Р в камеРе 21 подшипника. 50 что прокачка жидкости осуществляется по одну сторону относительно испытываемого

Участок о-а гРафика соответствует Ре- .. подшипника. В предлагаемом устройстве жимУ Работы подшипника, погруженного..в контроль за появлением и развитием вихрежидкость, при отсутствии избыточного дав- вой воронки осуществляется тремя способаления в жидкости, т.е. Р -0 и без проявле- 55 ми: с помощью измерения момента трения ниЯ пРизнаков кавитации или вихревой; навалу; по показаниям манометра 19,реги ВОРОНКИ. Практически этот У асток неэначи- . Стрирующего с помощью приемного зонда телен и имеет место на малых частотах вРа давление жидкости вблизи поверхности ващения.

1723481 ла 2 над подшипником 3; визуально через оптически прозрачные стенки корпуса 1.

Предлагаемое устройство позволяет получить истинные значения величин М р, отвечающие. укаэанным условиям эксплуатации, что важно для оценки энергетических потерь в опорах.

Устройство имеет простую конструкцию и технологично; Применение устройства .при испытаниях подшипников может дать определенный экономический эффект в народном хозяйстве.

Формула изобретения

Устройство для испытания подшипников качения на долговечность путем погружения в маловязкую жидкость, содержащее корпус в виде полого цилиндрического стакана, соосно смонтированный в нем вертикальный приводной вал с элементами для фиксации испытываемого подшипника„механизм нагружения и моментомер, о т л.и5 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности результатов испытаний путем установления фактической долговечности испытываемого подшипника при высоких скоростях вращения, оно снабжено

10 двумя бесконтактными уплотнениями; в боковой стенке стакана над элементами фиксации испытываемого подшипника последовательно выполнены два радиальных сквозных отверстия. а бесконтактные

15 уплотнения смонтированы в цилиндрической полости стакана соосно с валом соответственно между отверстиями и над верхним отверстием.

1723481

Редактор С. Лисина

Заказ 1060 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина; 101

Ятр +

Рр 2 и

Составитель А, Гаврилюк

Техред М.Моргентал Корректор В. Гирняк

Устройство для испытания подшипников качения на долговечность Устройство для испытания подшипников качения на долговечность Устройство для испытания подшипников качения на долговечность Устройство для испытания подшипников качения на долговечность Устройство для испытания подшипников качения на долговечность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машинострое-- нию и может быть использовано при оценке технического состояния подшипников качения валов

Изобретение относится к технической диагностике машин и механизмов, в частности к способам выявления износа подшипников (П), установленных на валах машин, в том числе и П шпиндельных узлов металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и подшипниковой промышленности и может быть использовано для неразрушающего контроля подшипниковых узлов роторных систем

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при проверке технического состояния подшипников качения

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников электрических машин

Изобретение относится к техническому диагностированию, в частности к средствам автоматического контроля, проверки и прогнозирования функционального состоянияподшипников качения по виброакустическим параметрам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики сепараторов цилиндрических роликовых подшипников

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при сборке и испытаниях-изделий машиностроения с подшипниковыми спорами.'Цель изобретения - повышение качества сборки изделий за пчет учета дефектов сборки неподвижного кольца подшипниковой опоры

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в производстве роторов и других механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в подшипниковой промышленности для определения качества подшипников путем измерения радиаль-ного биения.Целью является повышение точности измерения биений оси вращения колец подшипников с приложенной к не-: му осевой нагрузкой

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх