Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента двигателя . Целью изобретения является повышение точности. Устройство содержит расположенные между опорной плитой 2 двигателя и основанием 3 силоизмерительные рпоры, включающие болты 4, шайбы 5, гайки б и месдозы 7 с наклеенными на них тензодатчиками 8.1-8.4, включенными в мостовую измерительную схему. На торцах корпуса двигателя крепятся датчики линейных ускорений, сигналы с которых усиливаУ у fe

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 1 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4814429/10 (22) 05.03.90 (46) 30.03.92. Бюл. М 12 (71) Специальное проектно-.конструкторское и технологическое бюро по промышленным электровозам и Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В,А.Браташ, И.M.Ãåíäåëüìàí, Л.А.Ма. нашкин, А.M.Áîíäàðåâ; М.Л.Бичуч, Р,Ю,Пацовский и Ю.Н,Ивченко (53) 531.781(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 720323, кл. G 01 1. 3/22, 1980.

Патент США t4 43 13341„кл. G 01 L 3/02, 1982.

1723469 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, РАЗВИВАЕМОГО

ДВИГАТЕЛ ЕМ (57) Изобретение относится.к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента двигателя; Целью изобретения является повышение точности. Устройство содержит расположенные между опорной плитой 2 двигателя и основанием 3 силоизмерительные опоры, включающие болтй 4, шайбы 5, гайки 6 и месдозы 7 с наклеенными на них тензодатчиками 8.1 — 8.4, включенными в мостовую измерительную схему. На торцах корпуса двигателя крепятся датчики линейных ускорений, сигналы с которых усилива1723469

15

25

45 ются и суммируются сумматором. Выход мостовой измерительной схемы и выход сумматора подключены к входу второго

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента двигателя, Известно устройство для измерения вращающего момента двигателя, содержащее датчик усилия и включенный íà его выходе преобразователь сигнала датчика в электрическое напряжение, а сам датчик усилия выполнен в виде двух чувствительных к нагрузкам элементов, которые установлены с двух сторон от оси полюса двигателя под элементами крепления этого полюса к статору двигателя.

Недостатком данного устройства является то, что в процессе оборудования измерительной установки необходимо разобрать двигатель, а на точность измерения оказывают влияние вертикальные или горизонтальные ускорения, возникающие при колебаниях корпуса двигателя.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем, содержащее силоизмерительные опоры, установленные на основании симметрично оси вращения испытуемого двигателя и включенные в мостовую измерительную схему.

Однако известное устройство имеет недостаточную точность измерения, так как не учитывает динамическую составляющую момента.

Цель изобретения — повышение точности измерения.

Цель достигается тем, что устройство, содержащее силоизмерительные опоры, установленные на основании симметрично оси вращения испытуемого двигателя и включенные в мостовую измерительную схему, имеет также датчики линейных ускорений и два сумматора, к соответствующим входам первого из которых подключены датчики линейных ускорений, а к входам второго сумматора подключены соответственно выход мостовой измерительной схемы и выход первого сумматора.

На фиг.1 схематично изображено пред, лагаемое устройство, общий вид; на фиг.2— силоизмерительная опора; на фиг.3 — блок схема устройства, Устройство содержит корпус 1 двигателя, расположенный на опорной плите 2. крепящейся к основанию 3 с помощью узлов сумматора, сигнал на выходе которого.пропорционален величине крутящего момента двигателя. 3 ил. крепления, включающих болт 4, шайбы 5 и гайку 6, месдозы 7 с наклеенными на них тенэодатчиками (тензорезисторами) 8.18.4. B каждом узле крепления устанавливается по две месдозы: одна — между шайбой

5 и основанием 3, а вторая — между основанием 3 и опорной плитой 2. Болт 4 с шайбами 5, гайкой 6, месдозами 7 . и тенэорезисторами 8.1 — 8.4 представляет собой силоизмерительную опору.

На боковых поверхностях месдозы 7 симметрично относительно ее оси наклеиваются по два тензореэистора, соответственно 8.1 и 8.2,8.3 и 8.4; которые соединены последовательно. Последовательно соединенные пары тензорезисторов включаются в противоположные плечи измерительного моста. В два других плеча этого моста включены балансировочные элементы 9 (рези. сторы или резисторы и емкости в зависимости от вида напряжения питания моста), предназначенные для предварительной балансировки моста.

В одну диагональ моста включен источник 10 питания, а в другую — тензоусилитель 11.

Балансировочные элементы 9, источник

10 питания и тензоусилитель 11 скомпонованы в блок 12.

В зависимости от способа крепления двигателя выбирается необходимое количество силоизмерительных опор и соответственно блоков 12, На торцах корпуса 1 двигателя симметрично относительно оси его вала крепится по паре датчиков 13 линейных ускорений.

При этом направления измерений линейных ускорений, указанные на поверхности датчиков, должны быть перпендикулярны прямым, соединяющим центры датчиков с осью вала двигателя. Питание датчиков 13 линейных ускорений осуществляется источником

14. Для усиления сигналов датчиков 13 и их суммирования служит сумматор 15. Сигналы с блока 12 и сумматора 15 поступают на сумматор 16, вычисляющий величину момента двигателя.

В предлагаемом устройстве крутящий момент двигателя определяется по величинам моментов от усилий в узлах крепления и от динамической составляющей, связанной с колебаниями корпуса двигателя отно1723469 сительно оси его вала, на основании соотношения т.=, Р y; +i 0, г)

5 где.Т, — крутящий момент двигателя;

Yi — усилие в 1-ом узле крепления;

5 — плечо i-й силы относительно вала двигателя;

1я — момент инерции корпуса двигателя относительно оси его вала;

r1 — расстояние от оси вала двигателя до места установки датчиков линейных ускоре ний; а1 — линейные ускорения корпуса двига15 теля на расстоянии rj, m — число силоиэмерительных опор вуэлах крепления двигателя;

n — число датчиков линейных ускорений, Устройство работает следующим обрз- 2О зом.

В процессе работы двигателя его корпус совершает. колебания, зависящие как и усилия в узлах крепления от величины крутящего момента,. 25

При работе двигателя болт 4 и, следовательно, Месдозы 7 деформируются и тензореэисторы 8.1-8.4 преобразуют деформацию месдоз в электрические сигналы, пропорциональные усилиям в узлах 3О крепления двигателя, которые поступают на вход тензоусилителя 11.

8. процессе работы двигателя датчики

13 линейных ускорений преобразуют действующие на них силы инерции колеблющего- 35 ся корпуса в электрический сигнал, пропорциональный линейным ускорениям в месте установки датчиков. Сигналы этих датчиков усиливаются и суммируются сумматором 15.

Выходные сигналы блока 12, пропорциональные усилиям в узлах крепления двигателя, и сумматора 15, пропорциональные линейным ускорениям корпуса двигателя в местах установки датчиков 13, поступают на сумматор 16. В сумматоре 16 по поступающим сигналам вычисляются усилия в узлах крепления двигателя и моменты усилий относительно.оси вала двигателя, а также величины угловых ускорений корпуса двигателя, которые затем усредняются.

После умножения среднего значения углового ускорения на величину момента инерции корпуса двигателя и суммирования этого произведения с моментами усилий в узлах крепления двигателя на выходе сумматора 16 получают величину крутящего момента двигателя.

Предлагаемое устройство. позволяет повысить точность измерений крутящего момента, развиваемого двигателем, за счет учета динамической составляющей. связанной с колебаниями корпуса двигателя отно-. сительно оси вала в процессе его работы и исключения влияния на точность измерения вертикальных и горизонтальных колебаний двигателя.

Формула изобретения

Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем, содержащие силоизмерительные опоры, установленные на основании симметрично оси вращения испытуемого двигателя и включенные в мостовую измерительную схему, о т л и ч а ю щ е е с i тем, что, с целью повышения точности, в него введены датчики линейных ускорений и.два сумматора, к соответствующим входам первого из которых подключены датчики линейных ускорений, а к входам второго сумматора подключены соответственно выход мостовой измерительной схемы и выход первого сумматора.

1723469

Составитель И. Гендельман

Техред М.Моргентал Корректор Э. Лончакова

Редактор А. Лежнина

Заказ 1060 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике для измерения параметров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к силоизмерительной технике, а именно к конструкции моментомеров, используемых для замера крутящего момента на валах электродвигателей

Изобретение относится к силоизмерительной технике

Изобретение относится к приборостроению и может найти применение для измерения реакций в опорах привода проигрывателя

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля крутящего момента на валу синхронного электродвигателя

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля качества асинхронных двигателей например, при их изготовлении

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к диагностированию дизелей тепловозов с гидропередачей

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к технике измерения па'раметров работы двигателя

Изобретение относится к устройWствам для измерения крутящего момента с гидравлическим приводом и может быть использовано в различных областях народного хозяйства

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении
Наверх