Уплотнение опоры вращения
Изобретение позволяет повысить надежность уплотнения опоры вращения и его функциональные возможности путем обеспечения регулирования момента трения в рабочем зазоре. Датчик выполнен в виде датчика 7 скорости вращения уплотняемого вала 3. Выход преобразователя 8 сигнала датчика 7 связан с входом импульсного преобразователя 9 один выход которого подключен к валу 3, а другой - к корпусу 2 опоры. В качестве уплотняющей жидкости использована электрореологическая жидкость 1. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.л)5 F 16 J 15/40
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4 Э ()
QO (21) 4766215/29 (22) 08.12,89 (46) 23.03,92. Бюл. М 11 (71) Южное научно-производственное объединение по гидротехнике и мелиорации (72) А,P.Ìàëüöåâ (53) 62.762(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 887856, кл, F 16 J 15/40, 1979. (54) УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность уплотнения опоры вращения и его
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано как жидкостное уплотнение опор вращения при изменяющейся нагрузке на вал в опорах машин и механизмов для производства дренажных работ, исполнительных механизмов автоматизированных систем управления устройствами водозабора и водослива и др.
Целью изобретения является повышение надежности уплотнения опоры вращения и его функциональных возможностей путем обеспечения регулирования момента трения в рабочем зазоре.
На чертеже приведена структурная схема уплотнения опоры вращения.
Уплотнение опоры содержит электрореологическую жидкость 1 в качестве уплотняющей жидкости опоры вращения, расположенную в зазоре между корпусом 2 опоры и валом 3, на который воздействует
„„5U„„1721348 А1 функциональные возможности путем обеспечения регулирования момента трения в рабочем зазоре. Датчик выполнен в виде датчика 7 скорости вращения уплотняемого вала 3. Выход преобразователя 8 сигнала датчика 7 связан с входом импульсного преобразователя 9 один выход которого подключен к валу 3, а другой — к корпусу 2 опоры. B качестве уплотняющей жидкости использована электрореологическая жидкость 1. 1 ил. вращающий момент М1, создаваемый электроприводом 4, На вал 3 действует нагрузка
5. Вал 3 снабжен ферромагнитными элементами 6, с которыми при вращении взаимодействует датчик 7 скорости вращения.
Выход датчика 7 через преобразователь 8 частоты в напряжение подключен к входу импульсного преобразователя 9, один выход которого связан с валом 3, а другой — с корпусом 2 опоры вращения, Уплотнение опоры вращения работает следующим образом.
При изменении нагрузки 5 на вал 3, например при ее возрастании, скорость вращения вала 3 уменьшается. Частота следования импульсов на выходе датчика 7 скорости вращения пропорционально падает, Частота с помощью преобразователя 8 преобразуется в напряжение, амплитуда которого пропорциональна частоте следования импульсов и соответственно скорости
1721348
Формула изобретения
2 1
Составитель А.Бельцова
Редактор M.Êðàâöoâà Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова
Заказ 941 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 вращения вала 3. Это напряжение в виде импульсного напряжения прикладывается к зазору между корпусом 2 опоры вращения и валом 3, заполненному электрореологической жидкостью 1, При воздействии электрического напряжения в заполняющий зазор электрореологической жидкости, представляющей собой, например, суспензию из 89,5-99,45 трансформаторного масла, 0,05 — 0,5 диэтиламина и 0.5 — 10о диатомита или из конденсаторного масла и окиси магния (магнезии) в количестве 92,5—
99,5 мас. и 0,5-7,5 мас. соответственно, выстраиваются упругие мостики из частиц дисперсной фазы, которые повышают вязкость среды, Поскольку амплитуда импульсного напряжения при уменьшении скорости вращения вала уменьшается, электрореологическая жидкость 1 в зазоре становится менее вязкой, что приводит к уменьшению момента трения М» в опоре. В результате этого скорость вала 3 возрастает пропорционально увеличению нагрузки на вал 3.
При уменьшении нагрузки 5 на вал 3 наблюдается обратная картина: скорость вращения вала 3 стремится увеличиться, что приводит к увеличению частоты сигнала датчика 7 и возрастанию амплитуды импульсного сигнала на выходе импульсного преобразователя 9. Вязкость электрореологической жидкости 1 при этом возрастает и моменттрения М»увеличивается. В результате скорость вала 3 уменьшается пропорционально уменьшению нагрузки.
Таким образом, уплотнение опоры вращения на основе электрореологической жидкости обладает свойством самостабилизации скорости вращения вала при изменяющейся нагрузке на валу за счет автоматического изменения момента тре5 ния в опоре путем осуществления обратной связи по регулируемой величине.
Уплотнение опоры вращения является многофункциональным узлом машин, обеспечивающим выполнение следующего ряда
10 функций: опоры вращения, уплотняющего устройства, устройства стабилизации скорости вращения; устройства, нормализующего условия трения в опоре; центрирующего и демпфирующего уст15 ройств.
Уплотнение опоры вращения, содер20 жащее корпус опоры вращения, уплотняемый вал, электрическую схему с датчиком, связанным с преобразователем сигнала датчика в электрический сигнал, и уплотняющую жидкость в рабочем зазоре, о т25 л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности уплотнения и его функциональных воэможностей, оно снабжено импульсным преобразователем, датчик выполнен в виде датчика скорости
30 вращения вала, выход преобразователя сигнала датчика связан с входом импульсного преобразователя, один выход последнего подключен к валу, а другой — к корпусу опоры вращения, при этом в каче35 стве уплотняющей использована электрореологическая жидкость.

