Магнитожидкостное уплотнение
Изобретение может быть использовано в компрессорах, турбинах и других машинах и механизмах для уплотнения вращающихся валов. Цель изобретения - упрощение монтажа, обслуживания и повышение герметичности при осевых и радиальных перемещениях вала магнитожидкостного уплотнения . Магнитный узел выполнен в виде кольцевого магнита 2 с полюсными наконечниками 3,4. Обойма 7 установлена на валу 6. Магнитный узел установлен на внешней цилиндрической поверхности корпуса 1 и охвачен внутренней цилиндрической поверхностью обоймы 7, образующей с ним радиальные рабочие зазоры 5, заполненные магнитной жидкостью 8. Обойма 7 выполнена в виде диска и съемной втулки. Герметичный упругий элемент жестко связан с обоймой 7 и валом 6. Обойма 7 установлена на валу 6 с возможностью перемещения носительно нее вала. Подшипник установлен между обоймой 7 и внутренней повеохностью корпуса 1 2 з п ф-лы, 2 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) (l l } (я)з F 16 J 15/40
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
20 (21) 4693731/29 (22) 18,05.89 (46) 30.04.91. Бюл. hk 16 (75) С.А,Александров (53) 62-762(088.8) (56) Голубев Л.И. Упло нения и уплотнительная техника. М,: Машиностроение, 1986, с,400, рис,11,27. (54) МАГНИТОЖИДКОСТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ (57) Изобретение может быть использовано в компрессорах, турбинах и других машинах и механизмах для уплотнения вращающихся валов. Цель изобретения — упрощение монтажа, обслуживания и повышение герметичности при осевых и радиальных перемещениях вала магнитожидкостного уплотнения. Магнитный узел выполнен в виде кольцевого магнита 2 с полюсными наконечниками 3,4, Обойма 7 установлена на валу 6, Магнитный узел установлен на внешней цилиндрической поверхности корпуса 1 и охвачен внутренней цилиндрической поверхностью обоймы 7, образующей с ним радиальные рабочие зазоры 5. заполненные магнитной жидкостью 8. Обойма 7 выполнена в виде диска и сьемной втулки, Герметичный упругий элемент жестко связан с обоймой 7 и валом 6. Обойма 7 установлена на валу 6 с возможностью перемещения огносительно нее вала. Подшипник установлен между обоймой 7 и внутренней поверхностью корпуса 1. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
1645691
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в компрессорах, турбинах и других машинах и механизмах для уплотнения вращающихся валов.
Цель изобретения — упрощение монтажа и обслуживания уплотнений, а также повышение герметичности при осевых и радиальных перемещениях вала.
На фиг,1 представлено магнитожидкостное уплотнение, разрез; на фиг.2 — уплотнение с другой конструкцией обоймы и герметичным упругим элементом, разрез.
Магнитожидкостное уплотнение содержит установленный в корпусе 1 магнитный узел в виде кольцевого магнита 2 с полюсными наконечниками 3,4, образующими радиальный рабочий зазор 5 с установленной на валу 6 обоймой 7, в котором размещена магнитная жидкость 8, причем магнитный узел установлен на цилиндрической поверхности выступа 9 корпуса 1.
Обойма 7 может быть выполнена в виде диска 10 и съемной втулки 11, Между диском 10 и корпусом 1 может быть размещен подшипник 12, а диск 10 связан с валом 6 при помощи подвижного соединения, обеспечивающего вращение диска 10 и перемещение вала б относительно диска 9 в осевом и радиальном направлениях, например, при помощй упругого элемента кольцевого сильфона 13, жестко связанного с одной стороны с валом б. а с другой — с диском 10. Для улучшения работы соединения и уменьшения крутящего момента, передаваемого через сильфон 13, диск 10 связан с валом 6 при помощи дополнительного шлицевого соединения 14, выполненного с радиальным зазором между валом б и диском 10. Съемная втулка 11 установлена с возможностью осевого перемещения и фиксации относительно диска 10 п. и .." ". .,".1нтоаой псрсдэчи 15 и винта 16, Работа магнитожидкостного уплотнения осуществляется следующим образом.
При вращении вала 6 вращается обойма
7, образующая с полюсными наконечниками 3,4 радиальный уплотняемый зазор 5, Магнитная жидкость 8 герметизирует зазор
5 на всех режимах работы роторной машины.
Сборка и обслуживание уплотнения осуществляется при заторможенном вале 6 путем осевого перемещения диска 10 с втулкой 11 по валу б, что позволяет визуально контролировать состояние и износ по5
55 люсных наконечников 3,4, сопряженной с ними поверхности обоймы 7, вала 6, магнитной жидкости 8 без разборки машины в целом.
При в мщении вала 6 имеет место его радиальное и осевое перемещение в корпусе 1, что изменяе- величину радиального зазора 5 и ухудшает работу магнитожидкостного уплотнения. Для стабилизации величины радиального зазора в конструкции диск.10 установлен в корпусе 1 на подшипнике 12, поэтому при вращении вала 6 эа счет радиального зазора и подвижности соединения между валом 6 и диском 10 радиальные и осевые перемещения от вала 6 не передаются на диск 10 и втулку 11. Герметизация диска 10 относительно вала 6 обеспечивается сильфоном 13, а крутящий момент передается через сильфон 13 и подвижное шлицевое соединение 14, Для обслуживания уплотнения втулка 11 сдвигается в осевом направлении относительно полюсных наконечников 3,4. Для этого вал 6 останавливается, отвинчиваются контрящие винты
16 и с помощью винтовой пары 15 сдвигается или снимается втулка 11 с диском 10, раскрывая полюсные наконечники 3,4 с магнитной жидкостью 7. После технического обслуживания производится установка и фиксация втулки 11 на диске 10.
Формула изобретения
1. Магнитожидкостное уплотнение, содержащее корпус, магнитный узел, выполненный в виде кольцевого магнита с полюсными наконечниками, и магнитную жидкость в рабочих зазорах, о т л и ч а ю— щ е е с я тем. что, с целью упрощения монтажа и обслуживания уплотнения, оно снабжено обоймой, установленной на валу, а магнитный узел установлен на внешней цилиндрической поверхности корпуса и охвачен внутренней цилиндрической поверхностью обоймы, образующей с ним радиальные рабочие зазоры.
2. Уплотнение по п,1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что обойма выполнена в виде диска и съемной втулки.
3, Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения герметичности уплотнения при осевых и радиальных перемещениях вала, оно снабжено подшипником и герметичным упругим элементом, жестко связанным с обоймой-и валом, при этом обойма установлена на валу с возможностью перемещения относительно нее вала, а подшипник установлен между обоймой и внутренней поверхностью корпуса.
1645691
11 f5
uz.
Составитель А.Бельцова
Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор В.Гирняк
Редактор В.Ковтун
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1339 Тираж 450 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по иЗобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


