Опора скольжения с подачей смазки под давлением
Изобретение относится к области машиностроения , в частности к конструкции высокоскоростных опорных узлов турбомашин. Цель изобретения - улучшение динамических характеристик. Опора скольжения содержит корпус, втулку с питающими каналами и расположенными в зоне ее концов кольцевыми средствами для образования щелевых дросселей в виде кольцевых пучков проволок. Пучки проволок наклонены под острым углом к радиусу цапфы вала в направлении вращения. Проволока может быть выполнена из неметаллического упругого антифрикционного материала. Жесткость и демпфирующие свойства опоры изменяют как за счет изменения давления питания, так и путем подбора количества и размеров проволок в пучке. 2 з.п. ф-лы. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
О
Ю
О
О
Сд (21) 4694102/27 (22) 22.05,89 (46) 30.12.91. Бюл. N 48 (72) Д.В.Марков и В.Н.Доценко (53) 621,822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 341974, кл. F 16 С 32/06, 1970, (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ С ПОДА4ЕЙ
СМАЗКИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции высокоскоростных опорных узлов турбомашин.
Цель изобретения — улучшение динамичеИзобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции опорных узлов вращения высокоскоростных машин.
Цель изобретения — улучшение динамических характеристик опоры скольжения.
На фиг.1 показана опора, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Опора содержит корпус 1, втулку 2, два упруго-демпферных элемента в виде пучка проволок 3, полость подвода 4, питающие отверстия 5, полости высокого давления 6, зазор 7 между поверхностями шипа 8 и втулки 2, зазор 9 между пучком проволок 3 и шипом 8, полости низкого давления 10.
Опора работает следующим образом.
Смазочное вещество подводится под определенным давлением в полость подшипника 4, затем через питающие дроссельные отверстия 5 в камеры 6 и зазор 7 и вытекает через щелевые зазоры 9 в полость низкого давления 10.
При изменении положения ротора и амплитуд его колебаний кольцевые пучки проволоки, являющиеся щелевыми дроссельными элементами, под воздействием смазочной
„„Я „„1702003 А1 (я)5 F 16 С 32/06 ских характеристик. Опора скольжения содержит корпус, втулку с питающими каналами и расположенными в зоне ее концов кольцевыми средствами для образования щелевых дросселей в виде кольцевых пучков проволок, Пучки проволок наклонены под острым углом к радиусу цапфы вала в направлении вращения. Проволока может быть выполнена из неметаллического упругого антифрикционного материала. Жесткость и демпфйрующие свойства опоры изменяют как эа счет изменения давления питания, так и путем подбора количества и размеров проволок в пучке. 2 э.п, ф-лы, 2 ил. среды деформируются, в результате чего форма и размеры кольцевого зазора между внутренней поверхностью кольцевого пучка проволок и соответствующей поверхностью вала изменяются. При этом при наличии перекосов и несоосности опор податливость упруго-демпферных элементов щеточного типа обеспечивает за счет самоустаноеки малый гарантированный зазор между поверхностями шипа и пучка проволок, что исключает возможность непосредственного контакта вращающихся и неподвижных элементов опоры.
При возникновении значительных вынужденных колебаний наличие упругих элементов с демпфированием способствует гашению этих колебаний, причем жесткость и демпфирующие свойства опоры могут изменяться как эа счет изменения давления питания, так и путем подбора количества и размеров проволок в пучке, а также угла установки проволок относительно поверхности вала, При появлении неустойчивых самовозбуждающихся колебаний (типа полускоро1702003 стного вихря) нелинейные свойства упругих элементов и значительное демпфирование в опоре за счет трения проволок в пучке дают возможность избежать развития такого рода колебаний до опасных пределов.
В случае использования опоры с воэможностью на некоторых режимах непосредственного контакта поверхностей шипа и пучка проволок (например. в качестве опор насоса, питание которых производится от самого насоса, в начальный период раскрутки ротора) для уменьшения трения и износа концы проволок на внутренней поверхности кольцевого пучка соединены и нанесен антифрикционный слой, либо сами проволоки выполнены из неметаллического упругого антифрикционного материала, Формула изобретения
1. Опора скольжения с подачей смазки под давлением. содержащая установленную в корпусе и охватывающую с зазором цапфу вала, несущую втулку с питающими каналами и расположенными в зоне ее концов кольцевыми средствами для образова5 ния щелевых дросселей слива, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью улучшения динамических характеристик, кольцевые средства выполнены в виде выступающих под острым углом к радиусу цапфы вала в
10 направлении вращения кольцевых пучков проволок.
2. Опора по и 1, с т л и ч а ю щ а я с я тем, что на внутренней поверхности кольцевого пучка проволок ее концы содинены
15 между собой с образованием сплошной поверхности, покрытой антифрикционным слоем, 3. Опора по п.1. отличающаяся тем, что проволока для пучка выполнена иэ
20 неметаллического упругого антифрикционного материала.
1702003
А-А
Составитель В.Доценко
Техред М.Моргентал Корректор Н.Король
Редактор М.Товтин
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 4525 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


