Способ перемещения элементов машнн по направляющим скольжения
ОП МЧАНИЕ изоьгетииия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социали=тических
Республик
Зависимое от явт. свидетельства X
Заявлено 15.1.1963 (№ 814781 25-8) с присоединением заявки №
Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР
Приоритет
Опх бликоваио 1.Xll.19G5. Бюллетень ¹ 24
3ята опубликования описания 28.х:П.1965
Автор изобретения
Ж. С. Равва
Заявитель
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН
ПО НАПРАВЛЯЮЩИМ СКОЛЬЖЕНИЯ
Подпнсна« znynna ЛЗ 212
Точность положения элемента машины в процессе его перемещения в направляющих скольжения в значительной мере зависит от устойчивости движения, Неравномерность движения объясняется нелинейностью силы трения по скорости. непостоянством нормального давления в направляющих, а также возникновением в них гидродинамической подъемной силы.
Известны способы перемещения элементов машины в направляющих скольжения, заключающиеся в том, что к элементу в процессе его перемещения прикладывают разгружающее усилие, направленное противоположно давлению элемента на направляющие, и регулируют его в функции скорости движения. Однако этот способ обеспечивает равномерность движения при сравнительно небольших колебаниях внешней нагрузки на перемещающийся элемент машины и не применим в случае движения элемента машины по вертикально расположенным направляющим.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что разгружающее усилие одновременно с регулированием по скорости автоматически изменяют в функции толщцны смазочного слоя в направляющих.
При этом поддерживается постоянная минимальная толщина масляного слоя, которая обеспечивает жидкостный режим трения и в то же время достаточную жесткость направляющих. В результате достигается высокая равномерность движения перемещающегося элемента машины, точность его положения и перемещения, а также увеличивается срок службы направляющих. Указанные преимущества имеют место при любых внешних взаимодействиях (нагрузке, температуре, скорости движения и т. д.) на перемещающийся эле10 мент машины, а также при любом пространственном расположении его направляющих. Используемое в данном случае одновременное регулирование усилия разгрузки по скорости повышает качество регулирования в переход15 иы: режимах движения элемента машины.
Способ может быть осуществлен различными путями, в частности разгружяющее усилие создается любым методом, например гидрав20 лическим. Процесс регулирования толщины смазочного слоя на сответствующем участке направляющих может проводиться с помощью как статической, так и астатической систем стабилизации.
25 Астатическяя cllcTE ìß стяоилизяции осх ществляет следующие действия. Сигнал, пропорциональный толщине смазочного слоя, поступает от датчика, установленного на подвижном элементе машины или ня станине, в
30 сравнивающее устройство. Туда же вводится
177263
C()cTBBHI Л. Ротермсль
Редактор H. A. Джарагетти Тсхр,д А. А. Камышиикова
Корректоры: О. Б. Тюрина и T. H. Костикова
Заказ 378о/17 Тира,к 1800 Формат буч. 60+90/а Обьем 0,13 изгь л. Цена 5 коп.
ЦНИИПИ Государственного комитета но аслам изобретений и открытий СССР
Москва, Цсптр, пр. Серова, з. 4
Типография, пр. Сапунова, д. 2 сигнал задатчика, пропорциональный требуемой толщине смазочного слоя. В случае отклонения истинного значения толщины смазочного слоя от заданной разность сигналов датчика и задатчйка, появляющаяся на выходе сравнивающего устройства, суммируется с предварительно продифференцированпым сигналом датчика скорости. Последний связан с приводом перемещающегося узла машины.
Сумма указанных сш палов после предварительного усиления поступает на электромеханический преобразователь, который перемещает плунжер гидравлического дросселя (золотникa) . Последний регулирует давление масла пад направляющими, восстанавливая за71анпм1о толщип смазочного слоя.
Предмет изобретения
5 Способ перемещения элементов машин по уаправляющим скольжения, при котором к злементу в процессе его перемещения прикладывают разгружающее усилие, противоположное давлению элемента на направляющие, и
10 автоматически регулируют его в функции скорости перемещения элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения равномерности перемещения, одновременно автоматически регулируют указанное разгружающее усилие в
15 функции толщины смазочного слоя.

