Винтовой привод тормоза рельсового подвижного состава
Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения - повышение долговечности путем снижения нагрузок, действующих на элементы привода Приводная гайка 8 расположена в трубчатом элементе 2 с возможностью поворота в двух плоскостях За счет этого выравниваются аксиальные угловые отклонения служащего одновременно тормозной тягой винтового штока 11 2 з. п ф-лы, 3 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5! )5 В 61 Н 13/02
ОПИСАНИК ИЗОБРКткния
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
g!2 8 (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
По ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPHTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (89) DD/236710 (21) 7774113/II (22) 13.03.86 (3I) WP В 6! Н/275830 (32) 02.05.85 (33) DD (46) 15.11.91. Бюл. № 42 (7!) Министерство транспорта (DD) (72)Пич Райнхард и Донат Ганс (DD) (53) 625.2-592 (088.8) (56) Патент США № 1918776, кл. В 61 Н 13/02, 1933.
„,SU».1691187 А 1 (54) ВИНТОВОЙ ПРИВОД ТОРМОЗА
РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения— повышение долговечности путем снижения нагрузок, действующих на элементы привода. Приводная гайка 8 расположена в трубчатом элементе 2 с возможностью поворота в двух плоскостях. За счет этого выравниваются аксиальные угловые отклонения служащего одновременно тормозной тягой винтового штока 11 2 з, и. ф-лы, 3 ил.
1691187 Изобретение касается винтовой передачи тормоза рельсового подвижного состава, прежде всего ручного и/или противоугонного тормоза грузового вагона.
Известно применение винтового привода для управления вручную тормозом рельсового подвижного состава, прн котором маховичок жестко связан с гайкой шпинделя так, чтобы при управлении последний совершал совместное поворотное движение. Винтовой шпиндель выполнен без возможности поворота и может двигаться лишь в направлении оси (патент ГДР № 144238, кл. В 61 Н 13/02, 1980) .
Известен винтовой привод, в котором гильза, опирающаяся в держателях с возможностью вращения, с одной стороны снабжена упорным подшипником и маховичком, а с другой стороны — гайкой шпинделя.
Гильза, маховичок и гайка шпинделя соединены между собой неподвижно. Входящий в гайку шпиндель ручного тормоза оборудован внутри гильзы центрирующей направляющей, а снаружи гильзы — крейцкопфом, скользящим по находящейся на опорной плите направляющей. Соединение с тормозным рычагом обеспечивается цепью и тягой с направляющей (патент США № 1918776, кл. В 61 Н 13/02, 1933).
Недостаток этого решения заключается в том, что вызванное приведением в действие маховичка и, следовательно, вращением гайки шпинделя аксиальное движение винтового шпинделя передается при помощи промежуточных звеньев — цепи и тяги — на тормозной рычаг и что в связи с этим оно должно быть снабжено двумя направляющими устройствами, чтобы предотвратить его вращение и заклинивание.
Кроме того, вследствие незащищенного расположения опор, наружной направляю1 щей, а также части винтового шпинделя, находящегося вне гильзы, важные функциональные детали подвергаются в полной мере воздействию сильного загрязнения при эксплуатации.
Указанные недостатки в результате возникающего трения и изменения направления действия усилия вызывают значительные потери в действии сил и, следовательно, эффективности торможения и требуют больших затрат по уходу.
Цель изобретения — повышение долговечности путем снижения нагрузок, действующих на элементы привода.
В основу изобретения положена задача создать такое непосредственное действие винтового привода с тормозным рычагом, чтобы были выровнены угловые отклонения, обусловленные дугообразным ходом движения тормозного рычага и/или вытекающие из других причин, связанных с конструкцией, а также чтобы можно было избежать нагрузок при изгибе или крене на частях винтового привода.
Эта задача решается за счет того, что гайка шпинделя расположена внутри привода, имеющего форму втулки, с возможностью поворота в двух плоскостях.
Привод, имеющий форму втулки, оснащен для этого ведущим кольцом, снабженным шарообразной вогнутой опорной поверхностью. Гайка шпинделя имеет выпуклую шарообразную поверхность и тем самым прилегает к ведущему кольцу. В поверхности
10 на окружности гайки шпинделя выполнен по крайней мере один продольный паз. В этом продольном пазу находится ползун с отверстием, в которое входит направляющий болт, укрепленный в стенке привода, 5 имеющего форму втулки.
Направленные в сторону основания втулки поверхности ползуна выполнены в виде кривой. Элемент в виде втулки расположен с противоположной стороны привода над вальцовочным подшипником в корпусе, а со
>0 стороны привода снабжен присоединительным цилиндрическим кольцом для соответствующего рабочего устройства.
Для работы винтового привода известным способом расположены маховики, соединительные валы, в данном случае с шарниром сцепления и/или передачей для изменения направления на вагоне. Поворотное движение вводится в винтовой привод через присоединительный цилиндрический конец, тем самым элемент, имеющий форму втулки, 30 через направляющий болт и ползун приводит во вращательное движение шпиндельную гайку, Шпиндель ручного тормоза совершает в результате этого прямолинейное движение в аксиальном направлении и вызывает в зависимости от направления поворота стяги35 вание или расцепление тормоза. Для компенсации всех возникающих из дугообразной траектории движения и по другим причинам аксиальных угловых отклонений жестко связанного с тормозной тягой шпинделя ручного
40 тормоза шпиндельная гайка производит своей шарообразной поверхностью на шарообразной рабочей поверхности кольца вращательные движения в двух плоскостях, так что срединные оси шпинделя ручного тормоза и шпиндельной гайки всегда совпадают
45 и заклинивание и нагрузки от изгиба не возникают. Вследствие дугообразной формы, направленной к основанию паза поверхности ползуна, создается необходимая свобода продвижения шпиндельной гайки.
Путем прямой передачи приводной силы
50 на шпиндельную гайку, беспрепятственного расположения привода с помощью подшипника качения и избежания трения, вызывающего потери на винте ручного тормоза, обеспечивается высокая степень действия и освобождения от работ по содержанию
55 в течение многих лет для винтового привода и- тормоза рельсового подвижного состава.
На фиг. 1 изображен винтовой привод тормоза рельсового подвижного состава
169
5 в продольном сечении, вид сбоку; на фиг. 2— сечение А-А на фиг. 1 (гайка шпинделя); на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1 (соединение шпинделя ручного тормоза/тормозной тяги с рычагом цилиндра).
Винтовой привод содержит корпус:! ручного тормоза, прикрепленный угловыми фланцами к нижней раме вагона, Винтовой шток II ручного тормоза жестко связан с тормозной тягой 14 или выполнен в виде неразъемной детали. Конец тяги 14 выполнен с отверстием для болта 16 и введен в промежуток между рычагами 15 тормозного цилиндра. Таким образом, шток 11 зафиксирован от вращения и выполняет исключительно горизонтальные качательные движения. При этом монтаж произведен таким образом, что серединная плоскость винтовой передачи совпадает с основной горизонтальной плоскостью тормозной рычажной передачи (фиг. 1 и 3). В корпус 1 встроен трубчатый элемент 2 в форме втулки. С одной стороны привода элемент 2 снабжен присоединительным цилиндрическим концом с fI0садочным местом 3, который расположен в основании корпуса 1. Выступающая из корпуса 1 часть присоединительного цилиндрического конца для крепления соединительных элементов механизма привода выполнена с канавкой под призматическую шпонку и с торцовой стороны — с резьбовым отверстием.
Со стороны отвода на элементе 2 расположено упорное кольцо 4, которое своим цилиндрическим приливом свободно вложено в отверстие элемента 2. Продольный и диаметральный зазоры составляют 0,1...
0,6 мм. Цилиндрический прилив с другой стороны встроен во внутреннем кольце конического роликового подшипника 5.!!87
25 Диапазон поворота устанавливается с помощью цилиндрической насадки гайки 8 и за счет конусообразного-расширения внутреннего отверстия кольца 4 и соответствует необходимому объему, который возникает из дугообразной траектории движения точки
З0 соединения тормозных тяг и установленных допусков. Винтовой привод, являющийся комплексным узлом для ручного и противоугонного тормоза на рельсовом подвижном составе, можно полностью заменить. В результате этого во время ремонтных работ
З5 достигаются существенные технологические преимущества.
5 10
6 щим к внешней поверхности ползуна 10 (фиг. 2). ,Шток !1 своей резьбой вкручен в гайку 8 и снабжен упорным диском 12 и контргайкой 13. Манжетка 7 расположена между насадкой на опоре 6 подшипника и накрученной на шток I l цилиндрической насадкой и образует эластичную защиту корпуса 1, а также защиту резьбы штока 11 про ив загрязнения и повреждения.
Путем поворотного движения элемента 2, совершенного на присоединительном цилиндрическом конце при прямом введении болтов 9 и ползунов 10 в пазы гайки 8, вызывают вращательное движение гайки 8, а также аксиальное движение штока I i.
Вызванные при затягивании тормоза в винтовой передаче усилия воспринимаются коническим роликовым подшипником 5 и через корпус lпередаются к раме вагона,,Шарообразная опора гайки 8 в кольце 4 позволяет в каждой фазе вращательного движения гайки 8 добиться выравнивания угловых отклонений между серединными осями штока II и корпуса I.
Внутреннее отверстие кольца 4 выполнено со стороны, на которой расположена внутренняя часть привода, вогнутой шарообразной поверхностью прилегания, в другую сторону отверстие расширено в виде конуса.
Опора 6, укрепленная на корпусе I, арретирует внешнее кольцо конического роликового подшипника 5 и снабжена присадкой, на которую надвинута манжетка 7.
Гайка 8 состоит из шарообразного корпуса с цилиндрической насадкой. Резьбовое отверстие расположено концентрично к цилиндрической насадке и проходит через середину шара. На противоположной цилиндрической насадке стороне гайка 8 выполнена с поверхностью, проходящей радиально к оси резьбового отверстия. На внешней поверхности гайки 8 выполнены два продольных паза. В два отверстия элемента 2 вмонтированы и приварены направляющие болты 9. Расположенные как промежуточные звенья ползуны 10 образуют прямоугольную призму. Ее направленная к основанию паза поверхность искривлена в виде дуги и выполнена со сквозным отверстием, проходя40
Формула изобретения
l Винтовой привод тормоза рельсового подвиж ного состава, содержа щий связ анный с тормозной тягой 14 винтовой шток 11, зафиксированный от вращения, приводную гайку 8, установленную на винтовом штоке 11 с возможностью совместного вращения с трубчатым элементом 2, на конце которого выполнено посадочное 3 место для элемента управления, от гичающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения нагрузок, действующих на элементы привода, приводная гайка 8 установлена в полости трубчатого элемента 2 и связана с ним посредством шарнирного соединения, обеспечивающего ее совместное с винтовым штоком 11 угловое отклонение от продольной оси трубчатого элемента 2.
2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что трубчатый элемент 2 снабжен установленным в нем упорным кольцом 4 с вогнутой шарообразной поверхностью, а приводная гайка 8 выполнена с выпуклой шарообраз1691187
1б
Составитель С. Макаров
Редактор С. Лисина Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай
Заказ 3896 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Г!роизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
7 ной поверхностью, прилегающей к вогнутой щарообразной поверхности упорного кольца 4.
3. Привод по п. 1, отличающийся тем, что приводная гайка 8 выполнена по крайней мере с одним наружным продольным пазом, а в стенке трубчатого элемента 2 закреплен направляющий болт 9, на конце которого установлен ползун 10, расположенный в продольном пазу приводной гайки 8.



