Гидромеханическая передача транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
18
lf (21) 4738751/11 (22) 19.09. 89 (46) 07.11,91. Бюл. N 41 (75) В.Д, Кузменко (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1579800, кл. В 60 К 17/10, 1990. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым коробкам передач транспортных средств. Целью изобретения является упрощение конструкции. Гидромеханическая передача содержит ведущий вал 1, один конец которого соединен с коленчатым валом двигателя, а другой- с промежуточным валом 3, который посредством насаженной на него конической шестерни 10 и находящейся с ней в зацеплении дополнительной конической шестерни 11 связан с ведомым валом 6.
Ведущий вал 1 и ведомый вал 6 кинематиче5U„„1 8 127 А1 ски связаны соответственно с гидромашинами 16 и 17, соединенными с гидроцилиндрами 20 и 21, которые посредством
Т-образного шарнирного штока 22 и крана
38 связаны с регулятором 23 частоты вращения. При увеличении частоты вращения ведущего вала 1 гидромашина 16 увеличивает производительность и перемещает поршень 26 в гидроцилиндре 20 до отверстия
24, обеспечивающего слив жидкости, частично перекрывая кран 38, что позволяет уменьшить частоту вращения шестерни 5 и через конические шестерни 10 и 11 — ведомого вала 6 и кинематически связанной с ним гидромашины 17. Перемещение поршня 27 в гидроцилиндре 21 до отверстия 25 обеспечивает дополнительное прикрытие крана 38, замедляя вращение регулятора чаcToTbl вращения и шестерни 5, Этот процесс осуществляется до полного закрытия крана
38 и остановки регулятора частоты вращения, что соответствует прямой передаче. 4 ил, Лзобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым коробкам передач транспортных средств, Целью изобретения является упрощение конструкции, 5
На фиг. 1 показана гидромеханическая передача, общий вид; на фиг, 2 — сечение
А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — расположение шестерен при движении транспортного средства назад; на фиг, 4 — то же, при дви- 10 жении вперед.
Гидромеханическая передача содержит ведущий вал 1 (фиг. 1), один конец которого соединен с коленчатым валом двигателя (не показан), а другой посредством оси шарни- 15 ра.2 связан с промежуточным валом 3 дифференциального механизма, причем второй конец промежуточного вала 3 размещен с возможностью свободного вращения в подшипнике 4 дополнительной шестерни 5, ко- 20 торая установлена на ведомом валу 6 посредством подшипника 7. На конце промежуточного вала 3 со стороны оси шарнира
2 на подшипнике 8 установлен балансир 9, свободный конец которого закреплен в до- 25 полнительной шестерне 5. Промежуточный вал 3 посредством насаженной на нем шестерни 10 и находящейся с ней в зацеплении шестерни 11 связан с ведомым валом 6, Ведущий и ведомый валы шестернями 30
12 и 13 связаны соответственно с шестернями 14 и 15, которые насажены на валы гидромашин 16 и 17, связанных посредством трубопроводов 18 и 19, с гидроцилиндрами
20 и 21. Гидроцилиндры 20 и 21 посредст- 35 вом Т-образного шарнирного штока 22 связаны с регулятором 23 частоты и имеют в корпусах калиброванные отверстия 24 и 25 и поршни 26 и 27 со штоками 28 и 29, подпружиненными пружинами 30 и 31. 40
Регулятор 23 частоты содержит кинематически соединенные шестерни 32 и ЗЗ, ра=-мещенные в корпусе 34, который трубопроводами 35 и 36 связан с картером
37 коробки передач. В трубопроводе 35 ус- 45 тановлен кран 38, параллельно которому в трубопроводе 39 установлен компенсатор
40 нагрузки, выполненный в виде подпружиненного клапана.
Q0
Посредством крана 38 регулятор 23 связан с Т-образным шарнирным штоком 22, который осями 41 и 42 шарниров связан со штоками 28 и 29 гидроцилиндров 20 и 21, а посредством шестерни 43 через дополни- 55 тельную шестерню 5 - с дифференциаль. ным механизмом. Гидромеханическая передача имеет реверс, включающий в себя установленные на валах 6, 44 и 45 шестерни
46 — 48 (фиг. 3 и 4), Шестерня 46 установлена на ведомом валу 6 на шлицах и имеет возможность осевого перемещения.
Гидромеханическая передача работает следующим образом.
Ведущий вал 1 через ось шарнира 2 (фиг. 1) приводит во вращение промежуточный вал 3 и шестерню 10, которая, перекатываясь по зубьям .шестерни 11, обеспечивает промежуточному валу 3 вращение в подшипнике 4 дополнительной шестерни 5, при этом вал 3 совме=тно с насаженной шестерней 10, балансиром 9 и с дополнительной шестерней 5 образует дополнительное круговое вращение (фиг. 2).
Шестерня 5 передает вращение через шестерню 43 шестерням 32 и 33 регулятора 23, выполненного в виде насоса, который будет перекачивать жидкос-,ь по тру зопроводу 35 через открытый кран 38.
Ведущий вал 1 приводит также во вращение через шестерню 12 и находящуюся с ней в зацеплении шестерню 14 насос 16, который по трубопроводу 18 подает жидкость в Гидроцилиндр 20.
В связи с тем, что механизм управления (не показан) гидромеханической передачи отрегулирован на оптимальный режим работы двигателя, то создаваемое давление жидкости при малых оборотах двигателя недостаточно для работы гидроцилиндра 20 и регулятор 23 свое полученное вращение расхсдует на перекачку масла по трубопроводу 35 через открытый кран 38, что приведет к неподвижности транспортного средства. Таким образом работает гидромеханическая передача при холостых оборотах двигателя, Для того чтобы привести транспортное средство в движение, необходимо увеличить обороты коленчатого вала двигателя выше холостых оборотов, вследствие чего увеличивают вращение ведущего вала 1 и через взаимодействующие шестерни 12 и 14 вращение насоса 16, который повысит давление жидкости в трубопроводе l8 и гидроцилиндре 20, переместив в нем поршень 26 до отверстия 24.,обеспечивающего слив жидкости и частичное перекрытие крана 38 трубопровода 35 посредством Т-образного штока 22, что позволит уменьшить вращение шестерни 5 через шестернн; 43, Шестерня 10 промежуточного вала 3 при э-эм передаст вращение шестерне 11 ведомого вала 6 на такую величину, на какую заторможена дополнительная шестерня 5 .Получив вращение, ведомый вал 6 через жестко установленную на нем шестерню 13 и взаимодействующую с ней шестерню 15 передаст вращение гидромашине 17, кото рая повысит давление в трубопроводе 19 и
1689127 гидроцилиндре 21, перемещая в нем поршень 27 до калиброванного отверстия 25, обеспечивающего слив жидкости и дополнительное прикрытие крана 38 посредством
Т-образного шарнирного штока 22, замед- 5 ляя вращение регулятора 23 и шестерни 5, которая понизит круговое вращение промежуточного вала 3 и насаженной на нем шестерни 10, которая через находящуюся с ней в зацеплении шестерню 11 передаст павы- 10 шенное осевое вращение валу 6 на такую величину, на какую заторможена круговое вращение вала 3, Этот процесс осуществляется до полного перекрытия краном 38 трубопровода 35, 15 что приведет к остановке регулятора 23, который через шестерни 43 и 5 остановит круговое вращение вала 3, а осевое вращение промежуточного вала 3 через шестерни 10 и
11 передаст на ведомый вал 6, обеспечивая 20 при этом прямую передачу, При возникновении повышенной нагрузки на ведомом валу 6 промежуточный вал 3 передаст ее через шестерни 10 и 11 на шестерню 5 и через шестерню 43 — на регу- 25 лятор 23, обеспечивающий повышение давления в трубопроводах 35 и 39, Тэк как пружина клапана компенсатора
40 нагрузки рассчитана на рабочее давление, то при повышенном давлении жидко- 30 сти в трубопроводе клапан открывается и возобновляет подачу жидкости по трубопроводу 39, обеспечивая частичное вращение регулятору 23, который через шестерню
43 передаст вращение шестерне 5, обеспе- 35 чивающей частичное круговое вращение промежуточного вала 3 и установленной нэ нем шестерне 10, позволяя снять нагрузку с двигателя, обеспечив увеличение его частоты вращения. 40
Шестерни 46 — 48 реверса, расположенные на валах 6, 44 и 45 служат для движения транспортного средства назад, Включение реверса производится перемещением шес45 терни 46 (фиг. 3 и 4) посредством рычага (не показаны).
Формула изобретения
Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая ведущий вал, кинематически соединенный с двигателем, ведомый вал, кинематически связанный с движителями, дифференциальный механизм, ведущее звено которого кинематически соединено с регулятором частоты вращения, выполненным в виде насоса, а ведомое звено — с выходным валом, гидропередачу, включающую в себя гидробэк, трубопроводы, гидромашины, кинематически соединенные соответственно с ведущим и ведомым валами и гидравлически — с гидроцилиндрами, в корпусе которых выполнены радиальные калиброванные отверстий и установлены подпружиненные поршни со штоками, шарнирно связанными с Т-образным штоком, выполненным с возможностью взаимодействия с краном, гидравлически соединенным с гидробаком и с регулятором частоты вращения, подключенным к гидробаку, и компенсатор нагрузки, о т л и ч а ю-, щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, она снабжена промежуточным валом с установленным на нем с воэможностью вращения балансиром и с неподвижно закрепленной конической шестерней, шестерней реверса, установленной с возможностью осевого перемещения на одном конце ведомого вала и закрепленной на другом конце дополнительной конической шестерней, кинематически соединенной с конической шестерней промежуточного вала, один конец которого шарнирно связан с двигателем, а другой установлен с возможностью вращения в ведомом звене дифференциального механизма, неподвижно связанном с балансиром, при этом компенса- . тор нагрузки выполнен в виде подпружиненного гидравлического клапана, подключенного параллельно крану, 1689127
Составитель А,Барыков
Редактор А,Гратилло Техред М,Моргентал Корректор . Т,Палий
Заказ 3774 Тираж Подлисное
ВНИИХИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
f13035, Москва. К-35, Раушская наб„4/5
Производственнс-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 1 Qf



