Узел соединения запорного органа со шпинделем
Изобретение позволяет повысить надежность узла. В радиальных отверстиях 8 запорного органа 3 размещены шарики 4 Запирающий стержень 5 в осевом отверстии 7 шпинделя 2 установлен с возможностью фиксации органа 3. Стержень 5 снабжен хвостовиком 11 с наружной резьбой . На ответной поверхности шпинделя 2 выполнена внутренняя резьба 9. На наружной поверхности стержня 5 выполнены продольные и наклонные пазы сферической формы, сообщающиеся между собой. Глубина продольных пазов меньше диаметра шарика 4. Глубина наклонных пазов выполнена переменной с увеличением в сторону, противоположную хвостовику 11. Для предотвращения вращения стержня 5 на наружной поверхности органа 3 выполнены винтовые пазы, направление к-рых противоположно направлению резьбы стержня 5. I з. п. ф-лы, 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 К 1/48
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ос
Ф
СЛ V
О
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4650864/29 (22) 17.02.89 (46) 30.04,91. Бюл. № 16 (72) В. И. Кондратьев, К. Д. Тараскин и Ю. Е. Федоров (53) 621,646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1303784, кл. Е 16 К 1/48, 1985, (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ЗАПОРНОГО ОРГАНА С0 ШПИНДЕЛЕМ (57) Изобретение позволяет повысить надежность узла, В радиальных отверстиях 8 запорного органа 3 размещены шарики
4. Запирающий стержень 5 в осевом отверстии 7 шпинделя 2 установлен с воэ„.,5U„„1645700 А1 можностью фиксации органа 3. Стержень 5 снабжен хвостовиком 11 с наружной резьбой. На ответной поверхности шпинделя 2 выполнена внутренняя резьба 9. На наружной поверхности стержня 5 выполнены продольные и наклонные пазы сферической формы, сообщающиеся между собой. Глубина продольных пазов меньше диаметра шарика 4. Глубина наклонных пазов выполнена переменной с увеличением в сторону, противоположную хвостовику 11.
Для предотвращения вращения стержня 5 на наружной поверхности органа 3 выполнены винтовые пазы, направление к-рых противоположно направлению резьбы стержня 5. I з. и. ф-лы, 6 ил.
1645700
Изобретение относится к арматуростроению, а именно к узлам соединения запорного органа со шпинделем.
Цель изобретения — повышение надежности фиксации запорного органа на шпинделе путем снабжения запирающего стержня хвостовиком с наружной резьбой, выполнения на ответной поверхности шпинделя резьбы, выполнения на наружной поверхности запирающего стержня продольных и наклонных пазов сферической формы, причем глубина наклонных пазов выполнена переменной, Кроме того, на наружной поверхности запорного органа выполнены винтовые пазы с направлением, противоположным направлению резьбы запирающего стержня, На фиг. 1 представлен узел соединения запорного органа со шпинделем разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3— положение деталей узла крепления при монтаже; на фиг. 4 — запирающий стержень, продольный разрез; на фиг. 5- сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 — сечение В-В на фиг. 4.
В корпусе 1 вентиля установлены шпиндель привода 2, запорный орган 3, который посредством шариков 4 и запирающего стержня 5 закреплен на шпинделе 2, а между торцовыми поверхностями шпинделя и запорного органа установлена регулировочная шайба 6. Запорный орган 3 тарельчатой формы содержит осевое отверстие 7 для размещения запирающего стержня 5 и радиальные отверстия 8 для размещения шариков 4. Шпиндель 2 содержит внутреннюю резьбу 9 и цилиндрическую поверхность, на которой выполнена кольцевая канавка 10.
Запирающий стержень 5 снабжен хвостовиком 11 с наружной резьбой, которая ввинчивается во внутреннюю резьбу 9 шпинделя 2.
На цилиндре запирающего стержня 5 выполнены продольные и наклонные пазы, каждый из которых образован двумя цилиндрическими поверхностями (фиг. 4, 5, 6).
Ось Г одной из этих поверхностей параллельна оси запирающего стержня 5, ось
Е другой — пересекается с осью запирающего стержня со стороны, противоположной хвостовику 11.
Для эффективного монтажа и демонтажа диаметр (Дд) цилиндрических поверхностей пазов выполнен большим диаметрам шарика (Дщ). Глубина цилиндрических пазов (Л R) с осью, параллельной оси запирающего стержня, выполнена меньше радиуса шариков (R ) для обеспечения эффективной передачи нагрузки на цилиндрическую поверхность радиальных отверстий
8, а не его кромки, 50
Сборку узла соединения осуществляют следующим образом.
Шпиндель 2, размещенный в корпусе 1 вентиля, устанавливают в горизонтальное положение, в резьбу 9 ввинчивают до упора запирающий стержень 5.3апорный орган 3 устанавливают в горизонтальное положение, в отверстия 8 на густой (вязкой) смазке устанавливаются шарики с упором в регулировочную шайбу 6. Затем эапорный орган 3 вдвигают в шпиндель таким образом, чтобы шарики 4 попали в пазы запирающего стержня 5 и вращают в направление ввинчивания запорного стержня 5 до отказа. При вращении запорного органа 3 момент вращения через шарики 4 передается на запирающий стержень 5, производится
его вывинчивание, при этом наклонными участками пазов шарики 4 перемещаются в радиальных отверстиях 8 в кольцевую канавку 10 и фиксируются в таком положении цилиндрическими пазами с осью Г, параллельной оси запирающего стержня, Взаимное расположение деталей перед сборкой изображено на фиг. 3, после сборки — на фиг. 1.
Разборку вентиля производят вращением запорного органа в направлении завинчивания запирающего стержня, при этом происходит осевое перемещение запирающего стержня до упора в торец 12 глухого отверстия шпинделя. затем небольшим усилием перемещают запорный орган в направлении стрелки Ж, шарики 4 перемещающегося в отверстиях 8 и освобождают запорный орган 3 от шпинделя.
На наружной цилиндрической поверхности запорного органа 3 выполнены винтовые пазы 13, которые, взаимодействуя с потоком среды, создают гидродинамический момент, препятствующий самопроизвольному вращению запирающего стержня и расфиксации узла соединения запорного органа со шпинделем.
Формула изобретения
1. Узел соединения запорного органа со шпинделем, содержащий размещенные в радиальных отверстиях одного иэ сопрягаемых элементов шарики, запорный орган со шпинделем и осевым отверстием в нем и запирающий стержень в осевом отверстии шпинделя, установленный с воэможностью фиксации запорного органа, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, запирающий стержень снабжен хвостовиком с наружной резьбой. а на ответной поверхности шпинделя выполнена внутреняя резьба, на наружной поверхности запирающего стержня выполнены
1645700
4-A продольные и наклонные пазы сферической формы, сообщающиеся между собой, причем глубина продольных пазов меньше диаметра шарика, а глубина наклонных пазов выполнена переменной с увеличением в сторону, противоположную хвостовику запирающего стержня.
2. Узел по и.1.о тл ича ю щи йсятем. что, с целью предотвращения вращения за пирающего стержня, на наружной поверхности запорного органа выполнены
5 винтовые пазы, направление которых противоположно направлению резьбы запирающего стержня.
1645700
Составитель А. Мазя
Техред М.Моргентал Корректор Т, Колб
Редактор В, Ковтун
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1340 Тираж 442 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5



