Судоходный шлюз
Изобретение относится к напорным гидротехническим сооружениям, в частности к судоходным шлюзам Цель изобретения - повышение пропускной способности шлюза Судоходный шлюз содержит шлюзовую камеру, которая имеет днище 8, а также верхнюю и нижнюю головы 1 и 2 с воротами 4 и 5. Днище 8 выполнено с уклоном в сторону нижней головы 2, а высота порога 11 нижней головы больше высоты отметки днища камеры у нижней головы на величину, обусловленную уклоном. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Е 02 С 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фь
О
Ф фиг /
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4462029/11 (22) 18.07.88 (46) 15,04,91. Бюл. М 14 (71) Новосибирский институт инженеров водного транспорта .(72) Ю.в. Сон (53) 626.41.46(088.8) (56) Перехвальский В,С. Расчет судоходного шлюза. M., 1965, с. 29. (54) СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ
„„5U<„> 1641941 А1 (57) Изобретение относится к напорным гидротехническим сооружениям, в частности к судоходным шлюзам, Цель изобретения— повышение пропускной способности шлюза. Судоходный шлюз содержит шлюзовую камеру, которая имеет днище 8, а также верхнюю и нижнюю головы 1 и 2 с воротами
4 и 5. Днище 8 выполнено с уклоном s сторону нижней головы 2, а высота порога 11 йижней головы больше высоты отметки днища камеры у нижней головы на величину, обусловленную уклоном. 2 ил.
1641941
Соста вител ь Г. Лу цен ко
Техред M.Моргентал Корректор С. Черни
Редактор И. Касарда
Заказ 1129 Тираж 377 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к напорным гидротехническим сооружениям, в частности к судоходным шлюзам, Цель изобретения — повышение пропускной способности шлюза за счет сокращения времени шлюзования, На фиг. 1 изображен судоходный шлюз, общий вид; на фиг, 2 — судоходный шлюз с расположением выпусков донных галерей, вид в плане.
Судоходный шлюз содержит верхнюю голову 1, нижнюю голову 2, камеру 3 шлюза, Ворота 4 верхней головы закрыты, Ворота 5 нижней головы закрыты. Судно 6 ожидает шлюзование вниз и находится s верхнем бьефе. В нижнем бьефе судно 7 движется к шлюзу для шлюзования.вверх. Днище 8 камеры шлюза имеет уклон в сторону нижней головы, в котором расположены выпуски 9 донных галерей 10.
Отметка порога 11 нижней головы выше отметки днища камеры шлюза у нижней головы на величину, вызванную уклоном днища.
Шлюз работает следующим образом.
Судно 7 приближается к нижней голове.
Ворота 5 открываются и судно 7 на большой скорости входит в камеру 3 шлюза. Высокая скорость имеет место за счет больших глубин у нижней головы 2.
Высокий порог создает поршневой эффект и скорость судна 7 снижается. Падение скорости происходит плавно по длине шлюза вследствие монотонного уменьшения глубин к верхней ronoae 1. Перед судном 7 возникает тормозной буфер 11 (обозначено пунктиром) за счет поршневого эффекта и нос судна 7 поднимается, Наличие больших глубин под кормой не дает судну 7 сесть последней на днище 8 камеры 3 шлюза, Ворота 5 закрываются и начинается наполнение камеры 3 шлюза водой, При рас5 пределительной системе наполнения из-эф уклона днища 8 основной расход воды устремляется под корму судна 7 (при одинаковых размерах выпусков 9), которое может носом сесть на днище 8, В данном случае за
10 счет увеличения размеров третьей части выпусков 9 со стороны верхней головы происходит перераспределение расхода воды и расход воды, поступающий из выпусков 9, одинаковый по длине камеры 3 шлюза.
15 После наполнения камеры 3 шлюза ворота 4 открываются и судно 7 выходит а верхний бьеф, После его выхода начинается шлюзование вниз, Судно 6 входит в шлюзовую камеру 3. Ворота 4 закрываются и начи20 нается опорожнение камеры 3 шлюза.
После опорожнения камеры 3 шлюза открываются ворота 5 и судно 6 на большой скорости выходит в нижний бьеф.
Величину оптимального уклона днища 8
25 камеры 3 шлюза выбирают из условия без- опасного торможения судна 7, чтобы скорость при выбранном уклоне не превышала допустимую (принимая во внимание современные тормозные устройства).
30 Формула изобретения
Судоходный шлюз, содержащий шлю. зовую камеру с днищем, а также верхнюю и нижнюю головы с порогами и воротами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения
35 пропусной способности, указанное днище камеры выполнено с уклоном в сторону упомянутой нижней головы, а отметка порога у этой нижней головы выше отметки днища.

