Камера судоходного шлюза
Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для пропуска судов в гидроузлах, построенных на вечномерзлых основаниях. Цель изобретения - уменьшение массогабаритных характеристик за счет снижения воздействия давления грунта на стены камеры. Камера 1 имеет стенки 5 и днище 6. В обратной засыпке проложены вентиляционные каналы 8. Верхний участок каналов 8 сообщается с поверхностью засыпки и окружающей средой и оборудован съемным теплоизоляционным укрытием 9. Нижний участок каналов сообщается с камерой шлюза и имеет гидравлический затвор, например поплавковый клапан. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Г9) (! 1) (s))s Е 02 С 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.2 (21) 4495645/27-11 (22) 14.10.88 (46) 23.07.90. Бюл. t4 27 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) В.В.Баланин и М.А.Колосов (53) 626.421 (088.8) (56) Михайлов А.В. и др, Водные пути и порты. М., 1982, с. 94, рис. 1Ч-14. (54) КАМЕРА СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА (57) Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для пропуска судов в гидроузлах, построенных на вечномерзлых основаниях. Цель изобретения— уменьшение массогабаритных характеристик за счет снижения воздействия давления грунта на стены камеры. Камера 1 имеет стенки 5 и днище 6. В обратной засыпке проложены вентиляционные каналы 8. Верхний участок каналов 8 сообщается с поверхностью засыпки и окружающей средой и оборудован съемным теплоиэоляционным укрытием 9. Нижний участок каналов сообщается с камерой шлюза и имеет гидравлический затвор, например поплавковый клапан. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1579951
Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для пропуска судов в гидроузлах, построенных на вечномерэлых основаниях.
Цель изобретения — уменьшение массогабаритных характеристик за счет снижения воздействия давления грунта на стены камеры.
На фиг.1 приведена схема размещения шлюза в гидроузле; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — схема стены шлюза, разрез, на фиг.4 — узел сопряжения камеры шлюза и нижней части скважины.
Камера 1 судоходного шлюза размещена в береговой выемке гидроузла, образованного плотиной 2. Камера 1 ограничена ф верхней головой 3, нижней головой 4, стенками 5 и днищем 6. Стены 5 имеют грунтовую засыпку 7. Через стены 5 и засыпку 7 проложены вентиляционные каналы 8. Каждый канал 8 имеет в верхней части теплоизоляционное укрытие 9 и сопряжен с камерой 1 посредством расширенного криволинейного участка 10. На участке 10 установлен .поплавковый клапан 11 шарообразной формы. 8 стенах 5 камеры 1 устанавливается трубчатый дренаж 12.
Камера 1 шлюза сооружается в грунтах с вечной мерзлотой.
После возведения днища 6 и стен 5 производится обратная засыпка 7. Чтобы стены
5 не деформировались под воздействием полного активного давления грунта, измеряемого эпюрой 13, по верху стен устанавливается временная распорка 14. Камера 1 опорожнена. В зимний период по каналам 8 при снятых укрытиях 9 проходит холодный
5 воздух, что ускоряет замерзание грунта засыпки 7. Перед наполнением камеры в нижней части каждого канала 8 монтируется гидравлический затвор (задвижка, пробка) или устанавливается поплавковый клапан
10 11, который при заполнении камеры 1 примыкает кучастку10 и предотвращаетдвижение воды по каналу 8. В это время укрытия
9 закрывают. Если эа счет тепла воды в период навигации происходит оттаивание
15 грунтовой засыпки в пределах эоны 15, то такая ограниченная зона создает незначительное давление грунта, измеряемое эпю. рой 16.
Формула изобретения
20 1. Камера судоходного шлюза, содержащая бетонные днище и стены и грунтовую засыпку, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения массогабаритных характеристик за счет снижения воздействия дав25 ления грунта на стены камеры, в стенках . камеры и грунтовой засыпке выполнены вентиляционные каналы, посредством которых приданная часть камеры сообщена с окружающей средой, причем указанные ка30 налы снабжены гидравлическим затвором.
2; Камера по п.1, отличающаяся тем, что гидравлический затвор выполнен в виде поплавкового клапана.
579951
1579951
Составитель Г.Луценко
Редактор Н,Гунько Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревская
Заказ 1992 Тираж 525 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород. ул,Гагарина, 101



