Судоходный шлюз
Изобретение относится к судоходному шлюзу. Цель изобретения - повышение пропускной способности судоходного шлюза путем предотвращения возникновения поршневого эффекта. Предложенный судоходный шлюз содержит шлюзовую камеру 1 со стенками, днищем и головами 2 и 3, расположенными со стороны верхнего и нижнего бьефов, в которых установлены шлюзовые ворота 4 и 5, а также галереями, сообщающими камеру с нижним бьефом, которые выполнены в виде сплошных продольных ниш в стенках шлюзовой камеры 1, а ворота 4 и 5 камеры имеют в нижней части конфигурацию этих ниш. 2 з.п.ф-лы. 8 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 Е 02 С 1/GO
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
A-A
К A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 4453671/27-11 (22) 05. 07.88 (46) 23;04.90. Бюл. и 15 (71) Новосибирский институт инженеров водного транспорта (72) В.А.Рогов .(53) 626.41{088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 867995, кл. E 02 В 8/06, 1977. (54) СУДОХОДНЫЙ 111ЛЦЗ (57) Изобретение относится к судоходному шлюзу. Цель изобретения— повышение пропускной способности
„„Я0„„1559045 А 1 судоходного шлюза путем предотвращения возникновения поршневого эффекта. Предложенный судоходный шлюз содержит шлюзовую камеру 1 со стенками, днищем и головами 2 и 3, расположенными со стороны верхнего и нижнего бьефов, в которых установлены шлюзовые ворота 4 и 5, а также галереями, сообщающими камеру с нижним бьефом, которые выполнены в виде сплошных продольных ниш в стенках шлюзовой камеры 1, а ворота 4 и 5 камеры имеют в нижней части конфигурацию этих ниш. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
) 559045
Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к судоходным шлюзам, Цель изобретения — повышение
5 .пропускной способности судоходного шлюза путем предотвращения возникновения поршневого эффекта. ь
На фиг, 1 изображен судоходный шлюз, поперечное сечение; на фиг. 2 — j11 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1 (для створки ворот с профилем поперечного сечения камеры); на фиг. 4 — сечение
В-В на фиг, 3; на фиг. 5 — сечение
Б-Б на фиг. 1 (с затвором, имеющим общую ось вращения); на фиг. 6 сечение Г"Г на фиг. 5; на фиг. 7 сечение Б-Б на фиг. 1 (для ворот и затвора, имеющих самостоятельные оси вращения); на фиг. 8 — сече.— ние Д-Д на фиг, 7.
Судоходный шлюз включает шлюзовую камеру 1, головы 2 и 3, расположенные со стороны верхнего и нижне- 25 . го бьефов, шлюзовые ворота 4 и 5 в головах шлюза, опорные стойки 6 в
, сплошных продольных нишах 7. Шлюзовые ворота 4 и 5 могут иметь: общую 1 ось 8 вращения с затвором 9, самостоятельные оси вращения у затвора
9 и ворот, Судоходный шлюз используется следующим образом, При вводе судна в шлюзовую каме.— ру 1 из нижнего бьефа одновременно с открытием ворот 5 открываются и поворотные затворы 9, В результате при вводе судна подъем уровня воды в шлюзовой камере 1 перед носом судна 40 резко снижается вследствие более свободного перетекания воды из камеры
1 в нижний бьеф по боковым нишам 7 через открытые затворы 9. Сопротивление движению судна при этом су- 45 щественно уменьшается.
Увеличение площади живого сечения эа счет сплошных ниш приводит к возможности увеличения скорости движения судна и соответственно пропускной способности шлюза. Опорожнение камеры происходит через открытые затворы 9.
При выводе судна из шлюзовой камеры 1 в нижний бьеф происходит обратный процесс, а именно уровень воды за кормой стремится понизиться, но при малейшем появлении перепада начинается поступление воды по боковым нишам через открытые затворы 9 из нижнего бьефа в шлюзовую камеру 1, Сопротивление движению судна также существенно уменьшается, Формула и з о б р е т е н и я
1. Судоходный шлюз,.содержащий шлюзовую камеру со стенками, днищем и головами, расположенными со стороны верхнего и нижнего бьефов, в которых установлены шлюзовые ворота, а также галереями, сообщающими камеру с нижним бьефом, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения пропускной способности путем предотвращения поршневого эффекта, галереи выполнены в виде сплошных продольных ниш в стенках шлюзовой камеры и расположены от днища до нижнего расчетного уровня воды, а ворота шлюзовой камеры имеют в нижней части конфигурацию этих ниш.
2. Шлюз по и. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что в стенках шлюзовой камеры в месте расположения продольных шин установлены опорные стойки.
3. Шлюз по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что в нижней части ворот установлены поворотные затворы.
1559045
1559045
С ос тав итель Г . Луценко
Техред А.Кравчук Корректор-Э. Лончакова
Редактор Г. Гербер
Заказ 823
Тираж 521 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



