Гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим ходоуменьшителям, используемым на самоходных машинах типа тракторов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем увеличения диапазона бесступенчатого регулирования скорости. Гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства содержит входной вал 1, связанный с двигателем 2, выходной вал 3, связанный с движителем 4. дифференциальный механизм 5, входное звено 6 которого жестко связано с валом 1, а выходное звено 7 - с валом 3, при этом промежуточное звено 8 кинематически связано с гидромашиной 9, между нагнетательной магистралью 10 которой и гидробаком 11 установлен регулируемый дроссель 12. Во второй позиции переключающего устройства 14 дополнительная гидромашина 13 связана с входным звеном 6 дифференциального механизма 5, причем связь переключающего устройства 14 с распределителем 18 выполнена в виде упора 24 для установки распределителя 18 в его первой позиции и BI виде управляющего элемента 25 для установки распределителя 18 в его второй позиции. Для обеспечения -повышенного скоростного диапазона в распределителе 18 вручную оператором устанавливается позиция 21, обеспечивающая подключение магистрали 23 гидромашины 13 к магистрали 10 гидромашины 9, повышая скорость выходного звена 7, связанного с движителем. 1 ил. 5 Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КО1ИИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4657220/11 (22) 02.03.89 (46) 23.03.91. Бюл. М 11 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, А.Т.Скойбеда, О.Н.Протасеня и М;И.Трофимович (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 11554444559999, кл. В 60 К 17/10, 04.05.88. (54) ГИДРОМЕХАНИЧ ЕСКИЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим ходоуменьшителя м, используемым на самоходных машинах типа тракторов. Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей путем увеличения диапазона бесступенчатого регулирования скорости. Гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства содержит входной вал 1, связанный с двигателем 2, выходной.вал 3, связанный с дви.,.. ЖÄÄ 1636260 А1 жителем 4, дифференциальный механизм 5, входное звено 6 которого жестко связано с валом 1, а выходное звено 7 — с валом 3, при этом промежуточное звено 8 кинематически связано с гидромашиной 9, между нагнетательной магистралью 10 которой и гидробаком 11 установлен регулируемый дроссель
12. Во второй позиции переключающего устройства 14 дополнительная гидромашина
13 связана с входным звеном 6 дифференциального механизма 5, причем связь переключающего устройства 14 с распределителем 18 выполнена в виде упора 24 для установки распределителя 18 в его первой позиции и в виде управляющего элемента
25 для установки распределителя 18 в его второй позиции. Для обеспечения .повышенного скоростного диапазона в распределителе 18 вручную оператором устанавливается позиция 21, обеспечивающая подключение магистрали 23 гидромашины 13 к магистрали 10 гидромашины 9, повышая скорость выходного звена 7, связанного с движителем. 1 ил.
1636260
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности к гидромеханическим ходоуменьшителям, используемым на самоходных машинах типа тракторов.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем увеличения диапазона бесступенчатого регулирования скорости.
На чертеже представлена принципиальная гидравлическая схема гидромеханического ходоуменьшителя.
Гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства содержит входной вал 1, связанный с двигателем 2, выходной вал 3, связанный с движителем 4, дифференциальный механизм 5 с входным звеном
6, связанным с входным валом 1, выходным звеном 7, связанным с выходным валом 3, и промежуточным звеном 8, связанным с основной гидромашиной 9, между нагнетательной магистралью 10 которой и гидробаком 11 установлен регулируемый дроссель
12, дополнительную гидромашину 13, переключающее устройство 14 с шестерней 15 для связи через вал 16 дополнительной гидромашины 13 с промежуточным звеном 8 или венцом 17 входного звена 6 и распределитель 18, выполненный с тремя позициями 19-21. Первая линия распределителя 18 связана с нагнетательной магистралью 10 основной гидромашины 9, вторая линия — с гидробаком 11 и третья и четвертая — с магистралями 22 и 23 дополнительной гидромашины 13, Для перевода распределителя
18 в позицию 19 при связи гидромашины 13 с промежуточным звеном 8 переключающее устройство 14 снабжено упором 24, а для перевода в позицию 20 при связи гидромашины 13 с входным звеном 6 служитупругий элемент 25. Позиция 21 включается оператором вручную вместо позиции 20 при связи гидромашины 13 только с входным звеном
6. 8 позиции 19 распределителя 18 магистраль 22 гидромашины 13 связана с магистралью 10 гидромашины 9 а магистраль 23— с гидробаком 11, в позиь,ии 20 магистрали
22 и 23 гидромашины 13 связаны с гидробаком 11 и в позиции 21 магистраль 22 гидромашины 13 связана с гидробаком.11, а магистраль 23 — с магистралью 10 гидромашины 9.
Гидромеханический ходоуменьшитель работает следующим образом.
Для обеспечения пониженного скоростного диапазона повышенных тяговых нагрузок переключающим устройством 14 дополнительная гидромашина 13 связывается с промежуточным звеном 8 дифференциального механизма 5, при этом в
50 распределителе 18 одновременно включается позиция 19, подключающая магистраль
22 гидромашин I 13 к нагнетательной магистрали 10 гидромашины 9 до регулируемого дросселя 12 (показано на схеме). За счет суммирования рабочих объемов гидромашины 9 и гидромашины 13 общее давление в их нагнетательных магистралях 10 и 22 снижается, чем повышается развиваемое транспортным средством тяговое усилие.
Изменением пропускной способности дросселя 12 регулируется скорость транспортного средства при повышенных тяговых нагрузках в пониженном скоростном диапазоне.
Для обеспечения пониженного скоростного диапазона пониженных тяговых нагрузок переключающим устройством 14 дополнительная гидромашина 13 отсоединяется от промежуточного звена 8 и связывается с входным звеном 6, при этом в распределителе 18 за счет упругого элемента 25 одновременно включается позиция 20, связывающая магистрали 22 и 23 гидромашины 13 с гидробаком 11. Гидромашина 13 из работы выключается, а сопротивление на прокрутку гидромашины 9 уменьшается, чем. достигается регулирование скорости изменением пропускной способности дросселя 12 при пониженных тяговых нагрузках в пониженном скоростном диапазоне.
Для обеспечения повышенного скоростного диапазона в распределителе 18 включается дополнительная позиция 21, подсоединяющая магистраль 23 гидромашины 13 к магистрали 10 гидромашины 9 до регулируемого дросселя 12. Гидромашина
13, получающая вращения от входного звена 6 дифференциального механизма 5, подает рабочую жидкость в гидромашину 9, приводя ее совместно с промежуточным звеном 8 дифференциального механизма 5 в обратном относительно первых двух режимов направлении с бесступенчатой скоростью, регулируемой дросселем 12. Этим повышается скорость выходного звена 7 и движителя 4 и достигается бесступенчатое регулирование скорости транспортного средства в повышенном скоростном диапазоне, Формула изобретения
Гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства, содержащий входной вал, через муфту сцепления связанный с двигателем, выходной вал, соединенный с движителем, дифференциальный механизм, первое звено которого связано с входным валом, второе — с выходным валом и третье—
1636260
Составитель А.Барыков
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор В.Гирняк
Редактор Н.Тупица
Заказ 787 Тираж 339 .Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с первой гидромашиной, вал которой кинематически связан при помощи шлицев с двухпозиционной зубчатой муфтой, установленной на шлицевом валу второй гидромашины, гидравлический распределитель, кинематически связанный с переключающим устройством зубчатой муфты, всасывающие и напорные гидролиии, гидробак и регулируемый дроссель, установленный между напорной гидролинией первой гидромашины и гидробаком, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения диапазона бесступенчатого регулирования скорости, он снабжен закрепленной на входном валу дополнительной шестерней, при этом распределитель снабжен управляющим упругим элементом и выполнен трехпозиционным четырехлинейным, в первой позиции которого всасывающая линия второй гидромашины соединена с гидробаком, напорная — с напорной линией первой гидромашины, во второй позиции всасывающая и
5 напорная гидролинии второй гидромашины соединены с гидробаком, а напорная гидролиния первой гидромашины отключена от второй гидромашины, при этом во второй позиции зубчатой муфты вторая гидрома-.
10 шина отключена от первой и кинематически связана с дополнительной шестерней, и в третьей позиции гидрораспределителя всасывающая линия второй гидромашины соединена с гидробаком, а напорная линия — c
15 напорной линией первой гидромашины, причем переключающее устройство снабжено упором, выполненным с возможностью взаимодействия с распределителем в
его первой позиции.


