Система управления фрикционными муфтами транспортного средства
Изобретение может быть использовано в трансмиссиях автомобилей большой грузоподъемности. Цель изобретения - повышение надежности работы. Система содержит управляющие электрогидравлические клапаны и гидравлический распределитель, включающий блок взаимодействующих плунжеров 15, крайние из которых подпружинены относительно корпуса 13. Рабочее давление при включении одного из управляющих электрогидравлических клапанов подводится в соответствующую межплунжерную полость гидравлического распределителя. Плунжеры 15 под действием давления перемещаются, сжимая пружины 16, и перекрывают при этом не используемые для получения передачи входные и выходные каналы. Упомянутые каналы остаются перекрытыми до полного выключения оператором маршевой передачи , что исключает неконтролируемое (например , в случае отказа в электрической цепи) или преждевременное переключение. Снижению динамических нагрузок способствует то, что один из двух выходов из каждой межплунжерной полости имеет дроссель для регулирования темпа и очередности включения. 3 ил., 1 табл. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17/10, 41/06
ГОСУДАРСТВЕННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4434177/11 (22) 30.05.88 (46) 15.02.91. Бюл, М 6 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) А.А,Бобров, Л,Н.Лаврушкина, С,Н.Поддубко и О.П.Царев (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1369936, кл. В 60 К 41/06, 1985. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение может быть использовано в трансмиссиях автомобилей большой грузоподъемности. Цель изобретения— повышение надежности работы, Система содержит управляющие электрогидравлические клапаны и гидравлический распределитель, включающий блок взаимо..,5U,Ä 1627428 А1 действующих плунжеров 15, крайние из которых подпружинены относительно корпуса
13, Рабочее давление при включении одного из управляющих электрогидравлических клапанов подводится в соответствующую межплунжерную полость гидравлического распределителя. Плунжеры 15 под действием давления перемещаются, сжимая пружины 16, и перекрывают при этом не используемые для получения передачи входные и выходные каналы. Упомянутые каналы остаются перекрытыми до полного выключения оператором маршевой передачи, что исключает неконтролируемое (например, в случае отказа в электрической цепи) или преждевременное переключение, Снижению динамических нагрузок способствует то, что один из двух выходов из каждой межплунжерной полости имеет дроссель для регулирования темпа и очередности включения. 3 ил„1 табл, 1627428
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей бол ьшой грузоподъемности.
Цель изобретения — снижение динамических нагрузок при переключении передач.
На фиг.1 изображена гидравлическая схема управления фрикционами транспортного средства; на фиг.2 — гидравлический распределитель, продольный разрез; на фиг.З вЂ” то же, поперечный разрез, Система управления фрикционами транспортного средства (фиг.1) содержит управляющие электрогидравлические клапаны 1 — 5, к которым по гидравлической линии 6 подводится давление питания.
Выходами электрогидравлические клапаны связаны с соответствующими входами гидравлического распределителя 7, который имеет выходы для соединения с фрикционными муфтами 8-12 коробки передач.
Гидравлический распределитель 7 (фиг,2) состоит из корпуса 13, закрытого с двух сторон крышками 14, Внутри корпуса
13 размещаются плунжеры 15 и пружины
16. Количество плунжеров 15 определяется
1 числом управляющих электрогидравлических клапанов, B рассматриваемом случае применительно к коробке передач, имеющей четыре передачи переднего хода и одну заднего, в распределительном клапане размещается шесть плунжеров, В исходном положении плунжеры 15 под воздействием пружин 16 располагаются в корпусе 13 так, что входные каналы 17-21 выходят в межплунжерные полости, а выходные каналы почти полностью закрыты. Пружины 16 выбираются так, чтобы усилия, развиваемые ими, превышали силы сопротивления перемещению плунжеров 15.
Связь выходных каналов 22 — 25 с межплунжерными полостями производится посредством дополнительных каналов 26-35, В исходном положении дополнительные каналы почти полностью закрыты плунжерами
15. Сделано это для того, чтобы в гидравлических линиях, связывающих гидравлический распределитель 7 и фрикционы коробки передач, не возникало остаточных давлений.
Количество выходных каналов в общем случае соответствует числу потребителей, связанных с гидравлическим распределителем 7. Количество и расположение дополнительных каналов 26-35 определяется числом фрикционов и порядком включения
vix по передачам, а также другими потребителями, включаемыми в тех же передачах.
При большом числе потребителей дополни10
55 тельные каналы могут быть выполнены, как показано на фиг,3 (канал 36), Для большей наглядности на разрезе выходные каналы
22 — 25 совмещены.
Система управления фрикционными муфтами работает следующим образом.
Масло из магистрали по каналу 6 поступает к электрогидрэвлическим клапанам 15. В выключенном состоянии упомянутых клапанов фрикционы соединены со сливом.
При включении передачи электрический ток подается на электромагнит соответствующего электрогидравлического клапана, например 3. Сердечник электромагнита перемещает золотник, и масло поступает к подводящему каналу 19 и заполняет полость в промежутке между плунжером 15.
Поскольку сечение входного канала 19 значительно превышает неперекрытые части дополнительных каналов, в указанной полости нарастает давление подведенного масла. Под действием давления плунжеры 15 перемещаются, сжимая пружины 16, При этом плунжеры 15 перекрывают все не участвующие во включении входные каналы и дополнительные каналы, чем достигается надежная гидравлическая блокировка кэк одновременного включения двух передач, так и случайного переключения в процессе движения на другую передачу, отличную от выбранной оператором. По дополнительным и отводящим каналам масло поступает (фиг,1) к фрикционам 11 и 10. При этом для снижения динамических нагрузок при переключении передач путем введения дросселя в область дополнительного канала 26 можно установить нужную очередность и темп включения фрикционов на этой передаче.
На других передачах, включаемых с помощью этих же фрикционов, в случае необходимости можно установить аналогичным способом иную очередность.
При выключении передачи под действием пружины золотник электрогидравлического клапана возвращается в исходное положение и соединяет со сливом входной канал гидравлического распределителя 7.
Давление снижается и плунжеры 15 под действием пружин 16 возвращаются в исходное положение. Одновременно падает давление в каналах, связанных с фрикционами. Аналогичным образом включаются другие передачи.
В таблице приведены порядок включения электромагнитного и фрикционных муфт применительно к четырехступенчатой гидромеханической передаче при включении той или иной передачи (обозначения элементов принято в соответствии с фиг,1 и 2).
1627428 огид и rn
2
4
Особенность гидравлического распределителя заключается в Topi, что он мо. ет быть использован в системах управлеttt1я фрикционными муфтами коробок передач с числом степеней свободы больше 3. Если при этом число потребителей на какой-r!ибо передаче больше двух, то выходные каналы могут быть выполнены как показано на фиг.З (каналы 23 и 24).
Формула изобретения
Система управления фрикционными муфтами транспортного средства, содержащая двухпоэицион,я трехлинейные управляющие гидрораспределители с электромагнитным управлением, входы которых сообщены с источником давления рабочей жидкости, а выходы через гидравлически управляемый распределитель сообшаны с гидроцилиндрами фрикционных муфт с возможностью сообщения со сливом, о л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы, гидравли5 чески управляемый распределитель включает в себя полости, образованные размещенными в корпусе с воэможностью взаимодействия торцовыми плоскостями плунжерами, при этом другие торцовые пло10 скости крайних плунжеров подпружиноны относительно корпуса, полости сообщены отверстиями, выполненными в корпусе, с выходами соответствующих управляющих гидрораспределителей и параллельно рас15 положенными двумя отверстиями с гидроцилиндрами фрикционных муфт, причем в одном из параллельно расположенных отверстий размещен дроссель, 1627428
2б
?2 2З 24 Ж
Риг. J
Составитель А. Бары кое
Техред М.Моргентал Корректор И.Эрдейи
Редактор M.Ïåòðîâà
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 310 Тираж 334 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5



