Устройство для контроля конических зубчатых колес
Изобретение относится к машнностроению , а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - расширение номенклатуры контролируем 1Х колес за счет обеспечения контроля расстояния от базовой плоскости до плоскости внешней окружнос-- тн вершин зубьев у зубчатых колес, выполненных из немагнитных материалов и с внутренним базовым торцом. Для этого измерительный ролик выполнен с самоцентрирующимися секторными дисками , которые устанавливают отсчетную плоскость устройства в плоскости внешней окружности вершин зубьев контролируемого колеса. f- ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН!
19! (!!! (5!)5 G О! В 5/20
Г f
iy с4 б"
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С с 3 Ф й
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4488830/28 (22) 03.10.88 (46) 15.02.91. Бюл ° № 6 (71) Симферопольское головное специальное конструкторско-технологическое бюро пневмооборудования
Производственного объединения "Пнев» матика" (72) В.И.Усманов и И А,Беширов (53) 531.717:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 441441-, кл. G 01 В 5/30, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНИ-
ЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиноИзобретение относятся к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес, Цель изобретения - расширение номенклатуры контролируемых зубчатых колес за счет обеспечения воэможности контроля расстояния от базовой плоскости до плоскости внешней окруж" ности вершин зубьев, у зубчатых колес, выполненных из немагнитных материалов и с внутренним базовым торцом, На фиг.1 изображена конструктивная схема предлагаемого устройства дпя контроля конических зубчатых колес и и измерении колес с наружным базовым торцом, вид спереди; на фиг.2 вид А на фиг.1; на фиг.3 — разрез
Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.3; на фиг.5 — конструктивная схема устройства, настроенного на контроль отклонения от номинального
2 строению, а именно к средствам кс нтроля зубчатых колес. Цель изобретения — расширение номенклатуры контр лируемь|х колес з» с ыт обссиечеHHë контроля расстояния от базовой плоскости до плоскости внешней окружности вершин зубьев у зубчатых колес, выполненных иэ не магнитных мате риалов и с внутренним базовым торцом. Лдя зтс го измерительный ролик пьпьолнеи самоцентрирующимися секторными цисками, кот.ipsie уст навливак т отсчетн до плоскость усTpñéства в Iïоскоcти внешней окружности BeplUllfl «убьев контролируемого колеса, 6 л, 1 иэмеряемогс параметра, вариант; иа фиг.6 — конструктивная схема oa «p Iвания в устройстве конических зубчатых колес с внутр нним базовым торцом.
Устройство состоит из корпуса 1, в пазу 2 которого размещен с воэможностью перемещения палец 3, центрирующий посредством сменного кольца 4 установленное на поверхности 5 корпуса контролируемое зубчатое колесо 6 с наружным базовым торцом, а посредстI вом сменной опоры 7 - зубчатое колесо 8 с внутренним базовым торцом.
На корпусе 1 установлена стойка 9, на которой установлен с возможностью перемещения ползун 10, в кольцевом пазу 11 которого размещен измерительный ролик 12, Ползун !О также служит опорой для отсчетного механизма в виде глубиномера 13, установленного на поверхности !4 полэуна, или для
1627809
20 индикатора 15, установленного в от.верстии 16. Крышка 17 удерживает измерительный ролик 12 в кольцевом пазу 11 ползуна 10, а винт 18 фнкси5 рует положение ползуна 10 иа стойке
9, на которой помимо этого установлено кольцо 19, используемое при контроле зубчатых колес с пом щью индикатора 15 °
Измерительный ролик 12 выполнен в виде двух самоустанавливающихся секторных дисков 20 и 21 из которых наружный секторный диск 20 кольцевым выступом 22 размещен с возможностью перемещения по кольцевому пазу 11 ползуна 10, а внутренний секторный диск 21 размещен с воэможностью перемещения в отверстии 23 секторного диска 20. Секторные диски 20 и 21 имеют соответственно измерительные грани 24 и 25, радиально направленные к их оси, расположенной на одном уровне с поверхностью 14 на иолзуне
10. Пружина 26 служит для поджима иэ- 25 мерительных граней 24 H 25 самоустанавливающихся секторных дисков 20 и
21 при их установке соответственно на поверхностях наружного 27 и заднего 28 конусов контролируемых зуб30 чатых колес 6 или 8. устройство для контроля конических зубчатых колес работает следующим образом.
На поверхность 5 корпуса 1 устанавливают контролируемое коническое зуб35 чатое колесо б, центрируя его относительно измерительного ролика 12 посредством сменного кольца 4 ° установленного на пальце 3. Ползун 10 перемещают на стойке 9 так, чтобы ось измерительного ролика 12 расположилась приблизительно на уровне плоскости внешней окружности вершин зубьев зубчатого колеса б, которое затем переь1е- 45 щают по поверхности 5 корпуса 1 в направлении измерительного ролика 12 °
Перемещение зубчатого колеса произво дят до тех пор, пока измерительные грани 24 и 25 секторных дисков 20 и
21 не установятся соответственно на поверхностях наружногс 27 и заднего
28 конусов зубчатого колеса, После этого положение ползуна 10 фиксирует иа стойке 9 винтом 1 8. Глубиномером
13 измеряют расстояние от поверхности
l4 на ползуне 10 до поверхности 5 корпуса 1, служащей опорой для базового торца зубчатого колеса 6 ° Измеренное расстояние h„, соответству-. ет расстоянию от базовой плоскости до плоскости внешней окружности вершин зубьев, При измерении конического зубчатаго колеса 8 с внутренним базовым торцом его центрируют на опоре 7, установленной на пальце 3 ° Дальнейший контроль повторяется вплоть до измерения глубиномером 13 расстояния от поверхности 14 на полэуие 10 до поверхности 5 корпуса l ° Расстояние от базовой плоскости до плоскости внешней окружности вершин зубьев будет соответствовать .разнице между измеренным расстоянием h» и высотой опоры 7 °
Кроме непосредственного измерения расстояния от базовой плоскости до плоскости внешней окружности зубьев устройство можно настраивать на контроль отклонения от номинального этого параметра. В этом случае по глубиномеру 13 поверхность 14 ползуна 10 устанавливают на высоте Н, соответствующей номинальному значению контролируемого параметра, и винтам
18 фиксируют положение полэуна 10 на стойке 9. Затем вместо глубиномера в отверстие 16 полэуна 10 с упором в поверхность 5 корпуса устанавливают индикатор 15, стрелку которого настраивают на нуль. После настройки индикатора ниже ползуна
10 н;. стойке 9 устанавливают кольцо
19 так, чтобы между ним и ползуном
10 оставался зазор S достаточный для контроля в пределах допуска отклонения от номинального расстояния от базовой ппоскости до плоскости внешней окружности вершин зубьев, Затем освобождают винт 18, предоставляя свободу для перемещения ползуна
10 по стойке 9, а на поверхность 5 корпуса 1 устанавливают зубчатое колесо б с наружным базовым торцом, центрируемое посредством кольца 4 иа пальце 3 ° После этого зубчатое колесо 6 перемещают по поверхности S корпуса 1 в направлении измерительного ролика 12 до тех пор, пока измерительные грани 24 и 25 секторных дисков 2 и 21 не установятся соответственно на поверхностях наружного 27 и э адне го 28 конусов зубчато го колеса, а полэун 10 не займет соответствующее этому положению место. По положению стрелки индикатора 15 опреде5 162 7809 6 ляют отклонение О отклонение от номинального рас- базирующими элементами, стойку, перестояния от базовой плоскости до плос- мещающийся по стойке ползун с уста" кости внешней окружности вершин новленным на нем отсчетным механиз Убьев, Далее провеДенне контРолЯ мом и измерительный ролик о т л и—
l конических зубчатых колес повторяется. расширения номенклатуры контролируеП и KQHT оле з бчатых колес с
Ри к тр е У чатых колес с мых колес за счет обеспечения возможвнутренним базовым торцом пове хность нУ Р нним в 1м т Рцом повеРхность ности контроля расстояния от базовой уи 10 устанавливают на высо плоскости до плоскости внешнеи окруяте П, соответствУющей сУмме номиналь- ности вершин зубьев у эубча ых к ного значения контролируемого лара- выполненных из немагнитных материаметра и высоты опоры 7, В дальнейшем лов и с внутренним базовым торцом, контроль осуществляют с писанным спо" измерительный ролик выполнен в виде дя самоцентрирующихся секторных дискс в, установленных с возможностью перемещения друг относительно друга
Устройство для контроля конических по кольцевому пазу, выполненному на зубчатых колес, содержащее корпус с ползуне.
1627.809
1627809
Составитель Б,Афонский
Редактор Ю,Середа техред д.g коррактоР М.Пойо
Заказ 329 Тираа 37S Подписное
ВНИИПИ Государственного «октета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР !
13035, Иосква, Ж-35, Раувская наб., д. 4/5 т
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101




