Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности измерения путем обеспечения возможности базирования устройства непосредственно на контролируемые поверхности зубьев и упрощение процесса контроля за счет исключения переналадки устройства на каждый контролируемый параметр. Это достигается тем, что хорды измеряют как общие нормали на нескольких зубьях последовательно, а количество замеров (т.е. количество зубьев) определяют математическим выражением. 3 ил.

СОКИ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПЮЛИН

„;SU, 1620805

А1 (51)5 С 01 В 5/20

Й Щ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И О П 1РЫТИЯМ

Я И ГКНТ СССР (2 1) 44 1061 3/28 (22) 15.04 ° 88 (46) 15.01.91. Ьвл. К - 2 (71) Криворожский горнорудный институт (72) И.Н. Позняков,, Н.В. Кияновский. и A.È. Возников (53) 531. 71 7 ° 2: 621 . 833 (088. 8) (56) Цилиндрические зубчатые передачи .внешнего зацепления. Расчет геометрии. M.: Машиностроение, 1974, с. 6465. (54) СПОСОВ ДИСКРКтнОГО КОНТРОЛЯ

ПРОФИЛЕЙ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к маниноИзобретение относится к магтиностроенив, а именно к методам и средствам контроля зубчатых:.колес.

Цель изобретения — повышение точности измерения путем обеспечения возможности базирования устройства непосредственно на контролируемые поверхности зубьев и упрощение процесса контроля за счет исклвчения переналадки устройства на каждый контролируемый параметр.

На Лиг. 1 показан участок контролируемого.колеса с расположением общих нормалей; на Лиг. 2 — узел I на фиг.

1 (с ножкой нормалемера); на Аиг,3— график для определения величин /цццц Макс °

Контролируемое зубчатое колесо имеет выпуклый звольвентный.профиль 1 зуба 2. Ножка нормалемера является касательной к проЬилв 1 в точке N, На ножке 3 нормалемера имеется кроистроению, а именно к методам и. средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности измерения путем обеспечения возможности базирования устройства непосредственно на контролируемые поверхности зубьев и упрощение процесса контроля за счет исключения переналадки устройства на каждый контролируемый параметр. Это достигается тем, что хорды измеряют как общие нормали на нескольких зубьях последовательно, а количество замеров {т=е. количество зубьев) определяют математическим выражением. 3 ил. ка 4. Выпуклый эвольвектный профиль С

1 зуба 2 в граничной точке 1 сопря,жен с вогнутой переходной кривой 5.

Контроль профиля t зуба 2 по предлагаемому способу осуществляется пу- ©Ф тем последовательного измерения нор- © малЕмером величин- обг их нормалей W, ( к левом . проАилю 1 зуба ? и к правым QQ

Ь профилям зубьев. Обличие нормали W; являются одновременно и хордами, так ф как точки пройилей зубьев, находящиеся на концах общей нормали, принадлежат одной окружности с центром на оси зубчатого колеса. Измеренную величину нормали W; сравнивают с номи% нальной величиной

W; = (г(Z, — 0,5) + ?хйВЫ +

+ Z inV5t)mcoslcos)b, где Z; — число зубьев, заключаемых в общую нормаль.

1620805

25 (2) !(!! !акс I а (иинн

<3) где !"( смаке — радиус кривизны проАилей зубьев в точках касания ножек нормалемера с проАилем зубьев при заклюЧЕHHH B HOPMRJII» W 4(4()ll((a максимального числа

35 зубьев leal(el

1 — радиус кривизны проАилей (!(!мын зубьев в точках касания ножек нормалемера с профилями зубьев при заклю- 40 чении в нормаль W gill! минимального числа зубьЪыы

1 ()(— радиус кривизны проАилей зубьев в точках на окружности вершин;

1 радиус кривиэны проАилей зубьев в граничных точках проАилей 1.

Из геометрии эвольвентных зубчатых передач известно:

50 (waaa(Inua) = 0,5Ынненс(мнн)сое ре (4) (5) — 0,5da sin Ыа

0,5Й sInk! — — P "(1 — s in ) — х) (!1а + с з inst

При таком способе левая ножка 3 нормалемера последовательно касается левого проАиля 1 зуба 2 в различных точках (Аиг. 1). Лля того, чтобы рабочая поверхность ножки нормалемера всегда была касательной к эвольвентному участку проАиля зуба (т.е. всегда имелась общая нормаль), необходимо соблюдение двух условий, ограничи- 1ð вающих максимальное и минимальное число зубьев в общей нормали. Во-первых точка И контакта ножки нормалемеI ра с проАилем зуба не должна совпадать с точкой профиля зуба на окружности вершин. Во-вторых, точка N не должна опускаться ниже граничной точки 1 проАиля, т.е. нижней точки эвольвентного участка профиля. учитывая рост радиуса кривизны проАиля зуба эвольвентного зубчатого колеса от граничной точки к точке на окружности вершин, в математической

Аорме записи эти i словия можно записать: где d . — делительный диаметр зубчатого колеса;

Ь вЂ” коэАфициент высоты головки, с — коэААициент радиального зазора; — коэААициент радиуса кривизны переходной кривой.

В соответствии с ГОСТ 13755-81

h = 1; с = О,?5; y = 0,38; ()(= 20. ,!(е»Ф 0

В (2) иоистевии .4) и (5) с учетом (1) и индекса макс.

Получим

1 sin/a (1

2 Никс - !, + — - 2xtgR— !

Г ш cos соф 2

- Z in Ug ), /

В выражении (б) величина Z. ; получается дробной, но так как в общую нормаль нельзя заключить дробное число зубьев, то эта величина округляется до ближайшего меньшего целого числа Х Макс, С учетом этого (6) примет вид:

1 y da! sinp(q

2 фокс = — (+ — — 2xtgg— ф шсоэ соэ(3б ?

Z in Ung).

В (3) подставим (4) с учетом (1) и индекса мин ° Получим:

1 2 tf

2 !(!!Ин + (+ — — 2х ф—

/1 mcos(icos (p 2 — Z in V0(p) (7) !

Ф 1 r2 Z 1!

Ен = 7 (— 2xtga mcosgcos)> 2 — Z in V()() (8) Дпя эвольвентных зубчатых передач с исходным контуром проведены теоретические исследования в обшецрименяемом диапазоне чисел зубьев колес

Z = 12-500 и коэААициентов смещений исходного контура х = -1,0-2,0 с

ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИН / !!4С!КC ! ( и ?.(,4ы. ПолУченные РезУльтаты свидетельствуют о том, что у эвольвентных зубчатнх колес можно измерить, f

В выражении (7) величина l !(я!(н получается дробной, но так как в общую нормаль нельзя заключить дробное число зубьев, то эта величина округляется до ближайшего большего целого

)! числа РУМЫН. С учетом этого (7) примет вид:

?0805 б зубьев. /р44, заключаемых в o6v нормаль, Определяется из выражения:

4ман= Емакс 2.

На Лиг. 3 значение / M< показано штриховой. линией.

40

16

3-4 нормали с различным числом зубьев в них и тем самым обеспечить контроль профиля 1 зуба 2 в трех-четырех точках. Часть результатов этих иссле-, дований представлена на Аиг. 3, .где видно, что для зубчатых. колес с 7. =

17-14() при х = 0 имеет место выраЦ

/ м((кс мин = (2... 3), т. е. можно ос.т(ествить контроль трех-четырех точек профиля 1. Так на зубчатом колесе с /. =. ?0 и х = 0 теоретически можно. измерить четыре общих

7.,.%. 3, !к нормали N<, Е,, W>, Wс с заключением в них 7. = 1, /, =.2, /ь = 3; 7., = 4 зубьев соответственно.

Проведенные экспериментальные замеры на таком з бчатом колесе с щ = — 5 мм показали, что измерение общей нормали W+< с заключением н нее Z(= 1 зуба злтр днено. Глк, при установке ножек микрометрического нормалемера во впадины между зубьями, и вращении микрометрического нинтл ножка 3, как правило, своей кромкой 4 пирллась в вогнутую переходную кривую 5 (Лиг. 2), и величина Е оказывалась завышенной. )то выэвлно тем, что .Номинальная точка кяслния N нлходится нл малом расстоянии hl от грлничной точки 1 (в зависимости оТ числа зубьев колеса и коэААициентл смещения исходного контура Ь1 может колебаться в пределах (0,03-0,?3)гч), а установить ножк 7 3 нормалемерл, избежав при этом кромочного контакта, так, чтобы расстояние от кромки 4 ножки 3 нормллемера до точки касания N с пройилем 1 зуба ? было не более Ь1, затруднительно.

Учитывая сложность измерения величины нормали при заключении в нее

Jt

/ 4я числа зубьев, определенного по Аормуле (8), в случае теоретической возможности контроля четырех точек

)! профиля 1 необходимо уменьшить 7, ®4, на единицу. При этом hI увеличивается до {0,48-0,59)m, а минимальное число

Формула изобретения

Способ дискретного контроля проЬи-. лей зубьев зубчатых колес, заключающийся н том, что измеряют на разных высотах зубьев величины хорд между разноименными профилями зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными.величинами хорд, 6 т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения процесса измерения, хорды измеряют как

2О общие нормали к разноименным профилям зубьев, последовательно увеличивают количество зубьев 7., Охватываемых

Общей нормалью От /ЮН4 До / а(„ ЗУбьев, а /М.ян и,/макс ОПРеделяит матема25 тическими выражениями

/ мнн = /макс.

d sin ka )(Е,ч,а„с= =(+ — — 2 х Сд

- l. in М ), rye dq — диаметр окружности вершин зубьев колеса;

Ы л — угол профиля зуба в точке на окружности вершин; нормальный модуль зубчатого колеса;

Ь вЂ” угол профиля зуба исходного контура;

5 — основной угол наклона зубьен; х — коэМжциент смещения исходного контура;

in VQ= typic-s (— угол проАиля (для непрямозубых колес).

1620805

60 8д 100 170 140 Е

4Üã. 5

Составитель Б. ААонский

Редактор Н. Горват Техред Л.Сард|окова Корректор А. Осауленко

Заказ 4236 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностирования состояния детали изделия без снятия ее с изделия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения поверхностей сложной формы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для линейных измерений при сварке давлением

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле взаимного расположения рабочих поверхностей деталей, узлов и агрегатов крупногабаритного технологического оборудования предприятий тяжелого машиностроения

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх