Способ сборки запрессовкой деталей типа вал-втулка
Изобретение относится к сборке и демонтажу соединений с натягом с использованием высокого давления рабочей среды. подаваемого в зону сопряжения деталей для создания расклинивающей масляной прослойки между поверхностями контакта деталей. Сущность способа заключается в предварительной установке собираемых деталей в корпусе 2 гидроцилиндра с образованием полости между штоком 5, боковыми стенками корпуса 2 и торцом втулки 1, совмещении торцов втулки 1 и вала с образованием кольцевой полости между боковой поверхностью вала и стенками крышки 3. После этого подают давление от одного источника в обе полости, вследствие чего происходит сборка деталей. 1 ил.
союз соВетских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л В 23 Р 11/02, 19/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
° Э (21) 4665380/27 (22) 20.02.89 (46) 07.02.91. Бюл. N 5 (71) Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) И,Л.Чернин (53) 621.757(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 258835, кл. В 23 P 19/02, 14,08.68, (54) СПОСОБ СБОРКИ ЗАПРЕССОВКОЙ
ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ вЂ” ВТУЛКА (57) Изобретение относится к сборке и демонтажу соединений с натягом с использованием высокого давления рабочей среды.
„„. Ж„„1625652 А1 подаваемого в зону сопряжения деталей для создания расклинивающей масляной прослойки между поверхностями контакта деталей, Сущность способа заключается в предварительной установке собираемых деталей в корпусе 2 гидроцилиндра с образованием полости между штоком 5, боковыми стенками корпуса 2 и торцом втулки 1, совмещении торцов втулки 1 и вала с образованием кольцевой полости между боковой поверхностью вала и стенками крышки 3.
После этого подают давление от одного источника в обе полости, вследствие чего происходит сборка деталей, 1 ил. с
ЬЭ (л
1о
)(Л ! Э !
1625652
Составитель О.Морозова
Редактор О Юр .;<вецкая Техред М.Моргентал Корректор О. К па < ц<э на
Заказ 249 Тираж 460 Подписное
В11ИИП 4 t о iдарственного комитета по изобретениям и откры гиям «пи < К IT ГССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 (I :n«. «<,r!-издагельский комбинат "Патент", г. Ужгор«д.;«<;< . «««:! 101
Изобретение относится к области сборки и демонтажа соединений с натягом с использованием высокого давления рабочей среды, подаваемого в зону сопряжения для создания расклинивающей масляной прослойки 5 между поверхностями контакта деталей.
Цель изобретения — повышение качества эапрессовки за счет увеличения прочности соединения.
На чертеже представлено устройство 10 для реализации способа.
В устройство помещают втулку 1, подлежащую напрессовке. Корпус 2 гидроцилиндра и крышка 3 имеют возможность перемещения относительно сопрягаемой 15 оси 4 и направляющего штока 5 при нагнетании рабочей жидкости через штуцер 6.
Герметизация в<.утренних полостей обеспечивается зл счет уплотнений 7 и прокладок
8. Устройстьо содержит разгрузочный кла- 20 пан 9, г роставочну<о втулку 10 с уплотнениями 11 и опоры 12, На«рессовку ци <индрических втулок на гладкие оси выполняют следующим образом. Закрепляют втулку 1 в корпусе 2 на 25 прокладках 8 с помощью крышки 3, предварительно установив проставочную втулку 10 для подвода масла высокого давления со стороны входного торца напрессовываемой втулки. Сопрягаемую ось 4 заводят в отвер- 30 стие крышки 3 до упора в торец втулки 1, другой конец оси жестко закрепляют на опоре 12, Аналогично закрепляют выступающую часть направляющего штока 5. В образовавшуюся замкнутую полость силового 35 цилиндра через ш гуцер 6 осуществляю < двухстороннее нагнетание масла, давление которого должна превышать контактное сжатие на сопрягаемых поверхностях.
За счет давления рабочей жидкости увели- 40 чивается внутренний диаметр напрессовываемой втулки и одновременно последняя вместе с корпусо < 2 надвигается по масляной прослойке на сопрягаемую ось 4.
Способ ведется с образованием не кли- 45 новидной, э примерно раномерной по толщине масляной прослойки между контактирующими «оверхностями по всей длине сопряжения за счет перераспределения давления гидросреды в деформированном кольцевом зазоре. Известно, что концентрация удельного давления по краям напрассованной на вал втулки (когда длина оси превышает длину вала) может составлять
1,2-1,7 от давления в средней части посадки в зависимости от формы охватывающей детали (ступицы). При двухстороннем подводе давление масла на торцах ступицы должно быть не менее чем в 1,2 раза больше давления гидросреды на середине деформированного кольцевого зазора в сопряжении Это способствует выравниванию кольцевого зазора, заполненного маслом, между контактирующими поверхностями, если давление гидросреды в зазоре превышает контактное сжатие, вызываемое натягом посадки Та им образом. двухсторонний подвод масла улучшает условия гидрораспора в зоне контакта поверхностей сопрягаемых деталей и позволяе< повысить прочность г,<дропрессовых посадок. Давление используемои рабочей жидкости в 1,5 — 1,7 раз ниже, чем при односторонней подаче с торца сопряжения, что уменьшает опасность преждевременного сдвига напрессовываемои на ось (вал) втулки, пока не проникнет достаточное количество смазки для обеспечения гидрораспора в зоне контакта.
Формула изобретения
Способ сборки запрессовкой деталей типа вал — втулка, заключающийся в установке собираемых деталей в корпусе гидроцилиндра, выступающая часть штока которого закреплена, совмещении торцов втулки и собираемого с ней вала, закреплении противоположно о указанному торцу вала, нагнетании рабочей среды в полость гидроцилиндра между стенками корпуса, штоком и торцом втулки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения качества запрессовки за счет увеличения прочности соединения, дополните«.но нагнетают рабочую среду в кольцевую полость гидроцилиндра между стенками корпуса и боковой поверхностью вала, при э<ом г<одачу рабочей среды в обе полос«< ведут от одного источника.

