Устройство для компенсации температурного зазора между стыкуемыми элементами
Изобретение может быть использовано для путевых структур, где применяются транспортные системы на магнитном подвесе. Цель изобретения повышение надежности и расширение области устойчивой работы. Устройство содержит секции 1 с концевыми профилированными в виде ласточкина хвоста полостями и термокомпенсирующие вставки 2, расположенные в этих полостях. Вставка 2 имеет клинообразную форму с фигурными выступами на сопрягаемых поверхностях, а сопрягаемые поверхности клинообразной вставки и стыкуемого элемента расположены под углом 2 одна к другой и
(90-
)
к продольной оси. 4 ил.
Изобретение может быть использовано для путевых структур, где применяются транспортные системы на магнитном подвесе. Цель изобретения повышение надежности и расширение области устойчивой работы. На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, поперечный разрез; на фиг.2 то же, но при уменьшении температуры; на фиг.3 устройство, вид сверху; на фиг.4 то же, но при уменьшении температуры. Устройство содержит последовательно установленные секции 1 путевого полотна, клинообразной формы вставку 2, имеющую возможность поперечных перемещений при тепловых деформациях секций 1 путевого полотна, которая имеет на поверхностях 3, сопрягаемых с торцовыми поверхностями 4 секции 1, фигурные выступы 5, расположенные в концевых полостях 6 секций 1 путевого полотна с боковым зазором. Концевые профилированные полости 6 секций 1 и фигурные выступы 5 вставки 2, торцовые поверхности 4 секций 1 и сопрягаемые с ними поверхности 3 вставки 2 расположены под углом 2 одна к другой и
(90-
)о к продольной оси полотна. Ширина вставки в поперечном направлении определяется выражением b c+b1+b2, где с ширина секции путевого полотна; b1 и b2 выступы подвижной вставки. Размер выступов выбирается из условия, что b1 0 при минимальной, а b2 0 при максимальной в эксплуатации температуре путевого полотна. В связи с этим суммарный размер выступов связан с максимально возможной в эксплуатации тепловой деформацией секции путевого полотна соотношением
l l2-l1
l1 (T2-T1) (b1 + b2)
tg
, где
l максимальная деформация секции путевого полотна; l2 длина секции при максимальной в эксплуатации температуре; l1 длина секции при минимальной в эксплуатации температуре;
тепловой коэффициент линейного расширения материала секции; Т2 максимально возможная температура путевого полотна; Т1 минимально возможная температура путевого полотна. Таким образом, ширина вставки 2 в поперечном направлении определяется выражением b c +
Значения b1 и b2 при монтаже путевой структуры устанавливаются в зависимости от ее температуры. Так, например, для путевого полотна, рассчитанного для эксплуатации в диапазоне температур Т1 -40оС, Т260оС монтаж секций 1 путевого полотна осуществляется при 20оС. Суммарный размер выступов вставки 2 для указанного диапазона температур равен
b1+b2=
12мм
где 12
10-6 1/град тепловой коэффициент расширения стали;
lc 10 м длина секции путевого полотна;
45о. Исходя из условия, что при Т2 60оС вставка 2 перемещается до положения h20, определяется для текущего значения температуры путевого полотна на момент монтажа
b1= 4,8мм Тогда b2 определяется следующим образом
b2 12-4,8 7,2 мм. Устройство работает следующим образом. При повышении температуры и удлинении секций 1 путевого полотна в результате тепловой деформации на вставку 2 действуют сжимающие усилия F1, при длине секции 1 м могут достигать величины порядка нескольких тысяч килоньютон. Усилия F1 передаются торцовыми поверхностями 4 стыкуемых секций 1 на боковые поверхности 3 подвижной вставки 2 и вызывают возникновение выталкивающих вставку 2 усилий Fв, под действием которых вставка 2 выходит из зазора между стыкуемыми секциями 1, компенсируя их тепловую деформацию. При понижении температуры, укорачиваясь в результате тепловой деформации, секции 1 путевого полотна действуют с усилием F2 на поверхность 8 фигурных выступов 5 вставки 2 и вызывают возникновение втягивающих вставку 2 усилий, под действием которых она входит в зазор между стыкуемыми секциями 1, обеспечивая плотное сопряжение рабочих поверхностей вставки и секций.
Формула изобретения




где c ширина стыкуемых элементов;
Dl максимально возможное удлинение от тепловой деформации.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4