Раздаточная коробка транспортного средства
Изобретение относится к автомоби лестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами. Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение К1Щ на основных режимах работы раздаточной коробки. Раздаточная коробка содержит корпус 1, установленные в корпусе ведущий 2 и ведомые 5, 6 валы , расположенный соосно с ведущим и Я Л Я tt первым ведомым валом несимметричный межосевой дифференциал, переключающую и блокирующую муфты 20,19, второй ведомый вал с установленными на нем двумя шестернями и муфтой. На стуице солнечной шестерни установлена с возможностью вращения дополнительная иестерня, находящаяся в зацеплении с одной из шестерен второго ведомого взла и снабженная зубчатым венцом для связи с переключающей муфтой, при этом другая шестерня второго ведомого вала жестко с ним связана , муфта принудительной блокировки дифференциала размещена внутри пе реключающей муфты с возможностью свободного вращения относительно посредней. Раздаточная коробка имеет минимальное число основных деталей (обладает простой конструкцией), позволяет получить прямую передачу с диффЈ ренциальным распределением потока мощности, исключает вращение шестерен редуктора вхолостую. 1 ил. 7 & ,4 ,3 I
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
PECflVEiËÈH (!9) (11) (51)5 В 60 K 17/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕ Т
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4646897/11 (22) 06.02.89 (46) 15.01.91.Бюл. У 2 (72) Н.Н.Семендяев, К.Н.Семендяев и А.А.Гирупниекс (53) 629.113 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
1(б 1335490, кл. -В 60 к t 7/08, 1987. (54) РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомоби лестроению и может быть использовано в трансмиссиях полнонриводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами. Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение
КПП на основных режимах работы разда-точной коробки. Раздаточная коробка содержит корпус I, установленные в корпусе ведущий 2 и ведомые 5, 6 валы, расположенный соосно с ведущим и
2 первым ведомым валом несимметричный межосевой дифференциал, переключающую и блокирующую муфты 20 19 второй ведомый вал с установленными на нем двумя шестернями и муфтой. На сту-.-ице солнечной шестерни установлена с возможностью вращения дополнительная шестерня, находящаяся в зацеплении с одной из шестерен второго ведомого вала и снабженная зубчатым венцом для связи с перекл(очающей муфтой, при зтам другая шестерня второго ведомого вала жестко с ним связана, муфта принудительной блокировки дифференциала размещена внутри переключающей муфты с возможностью сво- д бодного вращения огносительно посредней. Раздаточная коробка имеет минимальное число основных деталей (обладает простой конструкцией), позволяет получить прямую передачу с дифф " ренциальным распределением потока мощности, исключает вращение шестерен редуктора вхолостую. 1 ил.
1620340
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведушими мостами транспортного средства.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение КПД на основ- 10 ных режимах работ раздаточной коробки
На чертеже представлена схема раздаточной коробки.
В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, а параллельно им второй ведомьп вал 6. Первый ведомый вал 5 жестко соединен с эпициклической шестерней 7 межосевого дифферен- 20 циала, снабженного сателлитами 8 и
Ю солнечной шестерней 9 которая жест ко соединена с шестерней 10. Удлиненная часть ступицы солнечной шестерни
9 заканчивается внешним зубчатым вен- 25 цом 11 и, кроме того, на ней с возможностью свободного вращения установлена дополнительная ведущая шестерня 12 понижающей (повышающей) передачи. При этом шестерня 12 снабжена дополнительным внешним зубчатым венцом 13, и ее основной зубчатый венец находится в постоянном зацеплении с шестерней 14. Шестерня 14 имеет дополнительный зубчатый венец, 35 на котором размещена муфта 15. Ведущий и второй ведомый валы имеют зуб— чатые венцы 16 и 17 соответственно.
Кроме того, на валу 6 жестко крепится шестерня 18. Зубчатая муфта 19 принудительной блокировки дифференциала размещена внутри переключающей муфты 20 с возможностью свободного вращения относительно последней.
Работа раздаточной коробки осуществляется следующим образом.
На .чертеже пбказано исходное положение муфт 15, 19 и 20, что соответствует включенной прямой переда— че с дифференциальным распределением потока мощности. Вращение от ведуще-, го вала 2 подводится через переключающую муфту 20 и зубчатый венец 16 к валу 3, водилу 4, сателлитам 8 и от них передается эпициклической шестерне 7 и жестко соединенному с ней первому ведомому валу 5, а также сол нечной шестерне 9, далее от солнечной шестерни 9 через шестерни 1О, 18 — к второму ведомому валу 6. При этом крутящий момент распределяется между первым 5 и вторым б ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма.
При частичном перемещении муфты.
20 вправо (до соединения ею ведущего вала 2 с зубчатым венцом 11) одновременно переместится расположенная внутри нее зубчатая муфта 19, которая жестко соединит ведущий вал 2 с зубчатым венцом iá, принадлежащим валу 3 водила 4. В этом случае включена прямая передача с блокированным распределением потока мощности.
Вращение от ведущего вала 2 через жесткие зубчатые муфты 19, 20, подводится к водилу 4 (через вал 3) и солнечной шестерне 9 с одинаковой угловой скоростью, то есть дифференциальный механизм работает в режиме блокировки. От эпициклической 7 и солнечной 9 шестерен к валам 5 и б соответственно вращение передается как описана было выше. Крутящий момент распределяется между ведущими мостами в соатвстствии с приходящимся на них весом.
Нейтральная передача. Перемещением,муфты 20 в крайнее левое положение отключается ведущий вал 2 от всех ведомых деталей раздаточной коробки. Кроме того, нейтральную передачу можно получить перемещением муфты 20 (совместно с муфтой 19) в крайнее правое положение. При этом муфта, 20 жестко соединит ведущий вал 2 через зубчатый венец 13 с шестерней 12, т.е. будет обеспечена возможность от— бора мощности от этой или шестерни
-14 на привод дополнительного оборудования при неподвижном состоянии транспортного средства. В движении для достижения этой возможности достаточно соединить муфтой 15 шестерню 14 с зубчатым венцом 17 второго ведомого вала 6.
Понижающая (повышающая) передача.
Перемещением муфты 15 влево соединяется шестерня 14 через зубчатый венец 1? с валом б. Муфты 19 и 20 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь: муфта
19 - зубчатых венцов i 1 и 16, т.е. блокирует дифференциал, а муфта 20— ведущего вала 2 через зубчатый венец
i3 с шестерней 12. Крутящий момент
20340 ции позволят, по нашему мнению, повысить ее PIg. и з о б р е т е н и я
Ф о р м у л а
На наш взгляд, целесообразно обратить внимание на то обстоятельство, что при работе предлагаемой раздаточной коробки на прямой передаче в различных ее вариациях полностью отсутствует вращение деталей вхолостую, а число шестерен внешнего зубчатого зацепления, передающих крутящий момент, ограничено всего лишь одной парой. Эти особенности конструк" !
Составитель С.Белоусько
Редактор М.Товтин Техред Л.Олийнык
Корректор А.Осауленко
Заказ 4213 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðoä, ул. Гагарина, 101
5 1Fi от вала 2 через муфту 20 подводится к шестерне 12, а от нее — через шестерню 14, муфту 15 на вал 6.
При прохождении момента через шестерни 12 и 14 происходит его трансфор мация. Далее от вала 6 через шестерню 18 крутящий момент подводится к шестерне 10. а от нее — к солнечной шестерне 9 н одновременно через зуб— чатые венцы 11, 16 и муфту 19. к валу
3, водилу 4. Поскольку муфта 19 установлена внутри муфты 20 с возмож-ностью свободного вращения, то обеспечивается возможность получения раэличйых угловых скоростей деталей сблокированного дифференциала по отношению к жестко соединенным между собой муфтой 20 ведущему валу 2 и шес терне 12. В остальном работа раздаточной коробки аналогична работе на прямой передаче с блокированным рас- 1 пределением потока мощности.
Опираясь на результаты статистических исследований использования полноприводных автомобилей, представ, ляется возможным утверждать, что ос,новными режимами работы раздаточных коробок следует считать их работу на прямых или близких к ним передачах.
Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая корпус с установленными в нем ведущим и ведомы10 ми валами, несимметричный межосевой дифференциал, размещенный соосио с ведущим и первым ведомым валаж, также размещенные соосно этим валам переключающую муфту для связи в одном из положений ведущего вала с водилом, и в другом — с солнечной шестерней дифференциала, и блокирующую муфту для соединения водила с солнечное шестерней, при этом со ступицей
20 солнечной шестерни жестко связана шестерня привода второго ведомого вала, на котором установлены две шестерни, первая из которых эацеплена с шестер" ней привода, а вторая установлена на
25 валу с возможностью вращения и выполнена с зубчатым венцом, для соединения с валом посредством установленной на валу муфты, отличающаяс я тем, что, с целью упрощения
30 конструкции и повышения КПД на основных режимах работ раздаточной коробки, на ступице солнечной шестерни с воэможностью врацения установлена допол- нительная шестерня, зацепленная с вто35 рой шестерней второго ведомого вала и снабженная зубчатым венцом для .соединения с переключающей муфтой, при этом первая шестерня второго ведомого вала закреплена на валу, а блоки40 рующая муфта дифференциала размещена внутри переключающей муфты с возмож- ностью свободного вращения относительно последней.


