Способ контроля @ -элементной аккумуляторной батареи

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для эксплуатации аккумуляторных батарей в составе автономных систем электроснабжения. Цель изобретения - улучшение использования установленной емкости N-элементной аккумуляторной батареи и повышение эксплуатационной надежности. Для этого в аккумуляторной батарее параллельно каждому аккумулятору введены подзарядные ячейки с датчиками тока, датчик напряжения системы и датчик тока преобразователя, которые сравнивают контролируемые параметры с соответствующими напряжениями уставок. Все датчики связаны с логическими узлами, осуществляющими управление работой батареи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4623106/24-07 (22) 20.12,88 (46) 15.11.90. Бюл. N 42 (71) Московский энергетический институт (72) В.В. Михальчук и А.Б. Токарев (53) 621.355.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N1029327,,кл. Н 02 J 7/34, 1981.

Авторское свидетельство СССР

М 653701, кл, Н 02 J 7/00, 1977. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ и-ЭЛЕМЕНТНОЙ

АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при эксплуаИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано при эксплуатации аккумуляторных батарей в составе автономных систем электроснабжения, Целью изобретения является улучшение использования установленной емкости и-элементной аккумуляторной батареи и повышение эксплуатационной надежности.

На фиг, 1 приведена блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 — пример возможной реализации логического блока.

Аккумуляторная батарея (фиг. 1) содер жит и последовательно соединенных элементов (аккумуляторов) 1, параллельно каждому из которых через датчики 2 тока с пороговым элементом 3 подключен выход подзарядной ячейки 4, вход которой через общий трансформатор 5 связан с выходом общего компенсационного преобразователя 6. На выходе компенсационного преобразователя 6 установлен датчик 7 тока с. Ю 1607045 А1

На фиг, 2 представлена одна из возможных функциональных схем логического бло1607045

55 ка 9, составленная по данным рекомендациям с применением цифровых микросхем, Логический блок 9 содержит входной сдвиговый регистр 15, входы которо 0 соединены с выходами пороговых элементов 3, а выход — с входом двоичного счетчика 16, Работа регистра 15 и счетчика 16 синхронизирована тактовым генератором 17. Информация (в виде комбинации нулей и единиц, где единица соответствует сработанному положению порогового элемента 3) о действительном числе К неисправных элементов поступает на и входов сдвигового регисгра

15, превращающего параллельный код в последовательный. Информация о числе К неисправных элементов в виде двоичного кода с выхода счетчика 16 поступает на первые входы цифрового компаратора 18, на вторые входы которого поступает двоичный код о величине заданного числа К из постоянного запоминающего устройства 19. При совпадении кодов на выходе цифрового компаратора 18 формируется сигнал на срабатывание ключа 11, Способ контроля п-элементной аккумуляторной батареи заключается в следующем.

В процессе разряда аккумуляторной батареи постоянно замеряют напряжение каждого из аккумуляторов 1 и сравнивают его с напряжением уставки, задаваемым, например, обмоткой трансформатора 5, При уменьшении напряжения на аккумуляторах ниже напряжения уставки возникает компенсирующий ток, который уменьшает ток разряда соответствующего аккумулятора. При достижении компенсирующим током определенной наперед заданной величины в К неисправных элементах, где К задается заранее, что соответствует практически полному разряду элементов, а следовательно, и всей аккумуляторной батареи, подают сигнал на отключение аккумуляторной батареи от разряда. Кроме того, постоянно контролируют напряжение аккумуляторной батареи для ограничения минимального уровня напряжения питания нагрузки и ток компенсационного преобразователя 6 ограниченной мощности для предупреждения его перегрузок. При выходе обеих величин за допустимые пределы подается сигнал на отключение нагрузки, например, с помощью блока 11.

Контроль и-элементной аккумуляторной батареи при реализации операций способа осуществляется следующим образом.

Аккумуляторная батарея содержит и последовательно соединенных аккумуляторов, крайние выводы которых образуют выход для подключения нагрузки. Для осу5

45 ществления подзаряда параллельно каждому аккумулятору подключены подзарядные ячейки, которые в зависимости от степени заряженности каждого элемента осуществляют его подзаряд. Параметром, характеризующим состояние заряженности элемента, является величина подзарядного тока, которая известна для каждого элемента, Зная эту величину, т,е. зная напряжение уставки, и сравнивая с ней величину подзарядного тока, можно определить состояние каждого элемента. Задавшись числом К и подсчитав число элементов, подзарядный ток которых превышает напряжение уставки, можно определить состояние аккумуляторной батареи, что позволяет более полно использовать емкость АБ.

Дополнительный эффект дает возможность характеризовать аварийную ситуацию по оценке величины общего компенсирующего тока и величины общего напряжения при совпадании сигналов об их отклонении от требуемого уровня. Каждый из укаэанных параметров по отдельности из-за наличия случайных факторов может приводить к ложным отключениям, и только их сочетание говорит о том, что аккумуляторная батарея не обеспечивает требований надежности.

Устройство для реализации способа работает следующим образом, В нормальном режиме работы, когда все элементы 1 аккумуляторной батареи находятся в заряженном состоянии, нагрузка питается от выхода разряжающейся аккумуляторной батареи. В это время напряжение элементов 1 больше напряжения на вторичных обмотках трансформатора 5 и подзарядные ячейки 4 не работают, В процессе разряда напряжение аккумуляторов уменьшается и как только напряжение на одном из элементов 1 станет ниже напряжения на вторичных обмотках трансформатора 5, что соответствует 80-90 g, снятой с аккумуляторов емкости, потечет ток, величина которого зависит от разницы напряжений аккумулятора и вторичных обмоток трансформатора

5. По достижении компенсирующим током определенного наперед заданного значения срабатывает. датчик 2 тока с пороговым элементом 3, который подает сигнал на вход логического блока 9. В ходе дальнейшего разряда аккумуляторной батареи процесс компенсации тока наиболее разряженных элементов будет протекать аналогично. При количестве разряженных аккумуляторов, равном наперед заданному числу К неисправных элементов, на вход логического блока 9 с датчиков 2 тока с пороговым элементом 3 поступает соответственно К сигна1607045

35 лов, а с выхода блока 9 на вход ключа 11 через усилитель 10 поступает сигнал на отключение аккумуляторной батареи от нагрузки (от цепи разряда автономной энергосистемы).

В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи возможен значительный разбаланс емкостных характеристик (а значит, и напряжений) отдельных аккумуляторов (меньше заданного числа К) или, наоборот, возможна ситуация, когда емкости, а значит, и напряжения всех аккумуляторов будут одинаковы и компенсирующий ток в процессе разряда потечет одновременно во всех подзарядных ячейках, а его величина будет недостаточной для срабатывания датчика 2 тока с пороговым элементом 3. В этих случаях по достижении током компенсационного преобразователя определенной величины срабатывает датчик 7 тока с пороговым элементом 8, сигнал с которого поступает на первый вход логического элемента И 14. При уменьшении напряжения аккумуляторной батареи ниже минимально допустимого уровня срабатывает датчик 12 напряжения с пороговым элементом 13, который подает сигнал на второй вход логического элемента И 14. Сигнал на вход ключа

11 отключения аккумуляторной батареи от нагрузки подается только после того, как оба контролируемых параметра — ток компенсационного преобразователя и напряжение аккумуляторной батареи — выйдут за допустимые пределы, что свидетельствует о невозможности дальнейшей эксплуатации аккумуляторной батареи и целесообразности проведения специальных мер по восстановлению ее энергетических характеристик, 5

Формула изобретения

1. Способ контроля и-элементной аккумуляторной батареи, по которому измеряют напряжение каждого иэ и элементов, сравнивают полученную величину с напряжением уставки, осуществляют непрерывный подзаряд компенсирующим током от компенсационного преобразователя, имеющего и выходов, тех элементов, напряжение которых меньше напряжения уставки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения использования установленной емкости иэлементной аккумуляторной батареи, измеряют величину компенсирующего тока каждого из и элементов, сравнивают с сигналом дополнительной уставки, определяют число неисправных элементов, компенсирующий ток которых превышает сигнал дополнительной уставки, сравнивают полученное число элементов с заданным числом неисправных элементов и при превышении указанного числа отключают пэлементную аккумуляторную батарею от цепи нагрузки.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, дополнительно измеряют величину общего тока компенсационного преобразователя и величину общего напряжения и-элементной аккумуляторной батареи, сравнивают каждое иэ них со своим значением уставки и при одновременном превышении укаэанными величинами своих значений уставок отключают и-элементную аккумуляторную батарею от цепи нагрузки.

1607045 юг.2.

Составитель Г,Веденеев

Редактор А.Маковская Техред М.Моргентал Корректор И.Муска .Заказ 3554 Тираж 428 П,дписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ГССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Пагент", г. Ужгород, ул.Гагарина 101

Способ контроля @ -элементной аккумуляторной батареи Способ контроля @ -элементной аккумуляторной батареи Способ контроля @ -элементной аккумуляторной батареи Способ контроля @ -элементной аккумуляторной батареи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для заряда аккумуляторной батареи стабилизированным током

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для питания нагрузок, требующих наличия гарантированного источника буферного питания, в частности оперативных запоминающих устройств ЭВМ

Изобретение относится к силовой преобразовательной технике и может быть использовано в устройствах для формирования, тренировки и испытании аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к проблеме питания нагрузок на два уровня напряжения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для ускоренного заряда аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для автоматического заряда аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнической промышленности и касается проблемы заряда никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к устройствам для питания электрохимической нагрузки асимметричным током синусоидальной формы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для комплектации батарей при производстве химических источников тока, например герметичных цилиндрических никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для автоматического поэлементного контроля химических источников тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля аккумуляторных батарей автономных систем электропитания

Изобретение относится к электротехнической промышленности, к химическим источникам тока и может быть использовано для определения правильности сборки аккумуляторов

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля напряжения аккумулятора самолета или автомобиля

Изобретение относится к электротехнической промышленности ,в частности, к системам автономного электропитания электротранспорта

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для измерения внутреннего сопротивления первичных источников тока, эксплуатируемых как в стационарных, так и в импульсных режимах

Изобретение относится к электротехнической промьшленности, в частности к устройствам контроля и диагностики систем электроснабжения транспортных средств с использованием аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении первичных активируемых источников тока

Изобретение относится к электроизмерительной технике

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей
Наверх