Устройство для контроля напряжения аккумулятора
Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля напряжения аккумулятора самолета или автомобиля. Цель изобретения - повышение достоверности контроля путем использования при индикации сигналов "Выключено", "Прерывисто-медленно", "Включено", "Прерывисто-быстро". Устройство содержит генератор 1, состоящий из логических элементов И-НЕ 2 - 4 и конденсатора 5, двоичный счетчик 6, инвертор НЕ 7, элементы 8, 9 совпадения, схему ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ 10, состоящую из элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 11 и НЕ 12, компараторы 13 и 14, делитель 15 напряжения, источник 16 опорного напряжения, ключ 17, блок 18 индикации и контролируемый аккумулятор 19. Устройство позволяет производить полный трехуровневый контроль напряжения аккумулятора, что повышает достоверность контроля. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН,»>SU„„1554
А1 (у) Н 01 М 10/48
СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
Г1О ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ ГКНТ CCCP (21) 3974989/24-07 (22) 13.11.85 (46) 30.03.90. Бюл. Р 1 2 (72) Э. Ф. Давыдов и Л. А. Давыдова (53) 621.355.015.004.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 782022, кл. Н 01 М 10/42, 1979
Авторское свидетельство СССР
И- 504265, кл. Н Ol М 10/42, 1974.
Авторское свидетельство СССР
Р 1003209, кл. Н Ol М 10/48, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА (57) Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля напряжения аккумулятора самолета или автомобиля.
Цель изобретения — повышение достовер-.
2 ности контроля путем использования при индикации сигналов Выключено", Прерывисто медленно Включено р
"Прерывисто-быстро". Устройство содержит генератор 1, состоящий из логических элементов И-НЕ 2-4 и конденсатора 5, двоичный счетчик 6, инвертор
НЕ 7, элементы 8, 9 совпадения, схему ИСИИЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ 10, состоящую из элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 11 и
НЕ 12, компараторы 13 и 14, делитель
15 напряжения, источник 16 опорного напряжения, ключ 17, блок 18 индикации и контролируемый аккумулятор 19.
Устройство позволяет производить полный трехуровневый контроль напряжения д аккумулятора, что повышает достовер- Ж ность контроля ° 1 ил .
1554051
Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для встроенного контроля напряжения аккумулятора соответствую- 5 щих транспортных средств, в частности в схемах контроля электрических напряжений.
Цел ь изобретения — повьппение до стоверности контроля информации путем !О использования при индикации сигналов
"Выключено", "Прерывисто-медленно", "Включено", "Прерывисто-быстро".
На чертеже представлена схема предлагаемогo устройства. 1I5
Устройство содержит генератор i, состояший из логических элементов
И-НЕ 2-4 и конденсатора 5, двоичный счетчик 6, инвертор НЕ 7, элементы 8 и 9 совпадения И-HF., схему 10 ИСКЛЮЧА-20
ЮЩЕЕ ИЛИ-*1!Е, состояцую из элементов
ИСКЛ!ОЧАЭ»1 !ЕЕ ИЛИ 11 и HE 12, компараторы 13 и 14, делитель 15 напряжения, источник 16 опорного напряжения, ключ
17, блок 18 индикации и контролируемый25 аккумулятор 19.
Устройство работает следующим образом.
Предположим, что параметры источника 16 опорного напряжения и делите- 30 .пя 15 выбраны таким образом.„ что компараторы 13 и 14 срабатывают в момент превышения напряжением уровня
11,7 и 12,7 В соответственно, а напряжение в точке А для напряжений более 10 В соответствует уровню логической единицы и для напряжения аккумулятора равного или менее 10 В— уровню логического нуля для управляющего входа ключа. При этом токоогра- 40 ничиваюший резистор блока 18 индикации обеспечивает четкое свечение индикатора.
Если напряжение аккумулятора меньше 11,7 В, но более 10 В, то с выходов обоих компараторов поступают на входы схемы ИСКЛОЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ сигналы логического нуля. При этом на выходе схемы 10 появляется сигнал логической единицы, который включает генератор 1, вырабатывающий импульсы с часто той, например, 1 6 Гц. Сигнал логического нуля с выхода компаратора
13 закрывает элемент совпадения И-НЕ
8 и с выхода компаратора 14 открывает счетчик 6, который делит импульсы генератора 1, например, на 16. Сигнал
".Прерывисто-медленно" с выхода счетчика 6 через инвертор НЕ 7 и элемент
9 совпадения И вЂ” НЕ, который открыт сиг налом логической единицы с выхода элемента И-НЕ 8, поступает на вход блока 18 индикации через открытый ключ 17. Индикатор начинает мигать с частотой 1 Гц, что соответствует напряжению аккумулятора ниже уровня
11,7 В и не более 10 В.
Когда напряжение находится в пределах 11,7 — !2,7 В, то на выходе компаратора 14 появится сигнал логической единицы, который обнуляет счетчик 6. В этом случае сигнал логического нуля с выхода схемы 10 ИСКЛЮЧАЮ11йЕ ИЛИ-.НЕ приводит генератор 1 в заторможенное состояние, а выходной сигнал логического нуля элемента И-НЕ
9 через открытый ключ 17 включает блок 18 индикации, что соответствует сигналу "Включено", сигнализирующий о том, что напряжение аккумулятора находится в зоне допуска, Если напряжение превышает 12,7 В, то и на выходе компаратора 13 появляется сигнал логической единицы, при этом сигнал логической единицы с выхода схемы 10 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ вклю- чает генератор 1. Сигнал Прерывистобыстро" с выхода элемента И-НЕ 8 через элемент 9 совпадения И-НЕ, который открыт выходным сигналом логического нуля счетчика 6, поступает на вход блока 18 индикации через открытый ключ 17. Индикатор начинает мигать < с частотой 16 Гц, что соответствуетнапряжению аккумулятора вьппе уровня
12,7 В.
Если аккумулятор полностью или частично разряжен до величины напряжения ниже 10 В, то формируемая делителем 15 контрольного напряжения величина напряжения в точке А, равная уровню логического нуля, закрывает ключ 17 и индикация индикатора 18 прекращается, что соответствует сигналу "Выключено".
Изменяя номиналы резисторов делителя 15 напряжения, можно устанавливать требуемые пороги контролируемых напряжений.
Таким образом, при помощи одного блока индикации можно производить пол- ный трехуровневый контроль напряжения аккумулятора, что повьппает достоверность контроля, Предлагаемое устройство может быть использовано для встроенного контроля, поскольку напряжение аккумуляторФормула изобретения
Составитель Г. Веденеев
Редактор Е. Копча Техред SI. Сердюкоав Корректор M. Максимишинец
Заказ 461 Тираж 354 Подл и с но е
ВНИИПИ Государственного комитета по изооретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101
5 155405 ной батареи работающего самолета или автомобиля является комплексным диагностическим параметром, характеризующим состояние генератора реле5 регулятора и аккумулятора.
Ус трой с тво для контроля напряжения аккумулятора, содержащее блок индикации, первый и второй компараторы, инвертирующие входы которых соединены с источником опорного напряжения, а между неинвертирующими входами включен средний резистор делителя контролируемого напряжения, состоящего из трех последовательно соединенных резисторов, управляемьп генератор, отличающееся тем, что, с 20 целью повышения до с тов е рно с ти ко н троля информации путем использования при индикации сигналов "Выключено", "Прерывисто-медленно", "Включено" и "Прерывисто-быстро" в него введен ключ, 25 инверторы НЕ, элементы совпадения
И-НЕ, элемент ИСКЛОЧАИЩЕЕ ИЛИ и счетчик, выход которого через последовательно соединений инвертор НЕ соединен с первым входом первого элемента совпадения И-НЕ, вход генератора подключен к счетному входу счетчика и одному из входов второ ro элемента совпадения И-НЕ, выход которого подключен к второму входу первого элемента совпадения И-НЕ, выход первого компаратора соединен с входом установки в "0" счетчика и с одним из входов элемента ИСКХКЧАКФЧЕЕ ИЛИ, выход которого через последовательно соединенный инвертор HE соединен с входом управления генератора, выход второго компаратора подключен к вторым входам элемента ИСКГПЗЧАИ11ЕЕ ИЛИ и второго элемента совпадения И-НЕ, причем управляющий вход ключа подключен к точке соединения среднего резистора делителя напряжения и неинвертированного входа второго компаратора, а информационные вход и выход ключа соединены с выходом первого элемента совпадения И-НЕ и блоком индикации соответственно.


