Опора скольжения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах высокооборотных механизмов с жидкостной и газовой рабочей средой. Целью изобретения является повышение несущей способности опоры. Опора содержит подшипник скольжения с глухими карманами на охватывающей поверхности, к входным каналам которых присоединено средство для подачи рабочей среды, выполненное в виде лабиринтно-винтового насоса, состоящего из охватываемых и охватывающих винтовых разнонаправленных каналов, наружные из которых индивидуально соединены с карманами подшипника скольжения. При работе имеет место разность давлений на разных участках сопрягаемых поверхностей подшипника: в винтовых каналах насоса и примыкающих к ним карманам подшипника со стороны меньшего радиального зазора создается большее давление, а со стороны большего зазора - меньшее давление, что создает подъемную силу на валу подшипника. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 32/06
ГОСУДАPCTВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4376891/25-27 (22) .1 0.02,88 (46) 30.10.90. Бюл. М 40 (72) Л.А.Кудинов, Ф.Д.Тихонов и А.Г.Савельев (53) 621,822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hh 327335, кл. F16 С 32/06,,1970. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах высокооборотных механизмов с жидкостной и газовой рабочей средой. Целью изобретения является повышение несущей способности опоры.
Опора содержит подшипник скольжения с глухими карманами на охватывающей поИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах высокосборных механизмов с жидкостной и газовой рабочей средой.
Цель изобретения — повышение несущей способности опоры технологичности
- Изготовления.
На фиг. 1 представлена опора, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, карманы и винтовые каналы охватываемых детаЛей; на фиг. 3 — карманы подшипника, поперечный разрез Б — Б на фиг, 1.
Опора содержит подшипник скольжения 1 и винтовую втулку 2, примыкающие друг к другу торцовыми поверхностями и закрепленные в корпусе 3, патрубок 4 подвода рабочей жидкости или газа, винтовое колесо 5, закрепленное на цапфе вала 6 с,, Ы2,, 1603088 А1 верхности, к входным каналам которых присоединено средство для подачи рабочей среды, выполненное в виде лабиринтновинтового насоса, состоящего из охватываемых и охватывающих винтовых разнонаправленных каналов, наружные из которых индивидуально соединены с карманами подшипника скольжения. При работе имеет место разность давлений на разных участках сопрягаемых поверхностей подшипника: в винтовых каналах насоса и примыкающих к ним карманам подшипника со стороны меньшего радиального зазора создается большее давление, а.со стороны большего зазора — меньшее давление, что создает подъемную силу на валу подшипника. 1 з,п. ф-лы, 3 ил. помощью болта 7. Направление спирали у втулки 2 и колеса 5 противоположное. Выходы винтовых каналов 8 втулки 2 примыкают к открытым концевым участкам карманов 9 подшипника скольжения 1, закрытая часть которых выполнена с буртом 10, В работе при вращении вала 6 лабиринтно-винтовой насос, состоящий из неподвижной втулки 2 и винтового колеса 3, через винтовые каналы 8 рабочая среда нагнетается в карманы 9 и создает в них рабочее давление. В процессе работы в каждый карман подается среда под своим давлением из одного винтового канала, а в каждом винтовом канале создается свое определенное давление, зависящее от величины радиального зазора d, в тех винтовых каналах, где зазор будет больше, давление будет мень1603088 ше, и наоборот. Под действием веса ротора, центробежных сил из-за неуравновешенности ротора или других причин радиальные зазоры на разных участках будут различными, например, под действием 5 веса ротора в нижней части зазор будет . меньше, вследствие чего давление лабиринтно-винтового насоса здесь будет создаваться большее и это большее давление будет подаваться в соответствующие карма- 10 ны,обеспечивая "всплытие" вала,т.е.создавая подъемную силу со стороны меньшего
его зазора в сторону большего зазора.
Устройство таким образом обеспечива- 15 ет повышение несущей способности опоры, При этом обеспечивается компактность
° конструкции за счет того, что насос встроен в опору и при этом сам выполняет функцию опоры, создавая дополнительную подъем- 20 ную силу, а также обеспечивается высокая виброустойчивость опоры в связи с малой инерционностью изменения давления.в карманах подшипника в зависимости от изменения радиального зазора и малых по- 25 терь давления на коротком участке всей трассы системы.
Формула изобретения
1. Опора скольжения, содержащая вал, корпус с подшипником скольжения, на внутренней поверхности которого в осевом направлении выполнены карманы для рабочей среды, и средства для подачи рабочей среды в карманы подшипника, о т л и ч а ю щ а яс.я тем, что, с целью повышения несущей способности, средства для подачи рабочей среды в карманы подшипника состоят из многозаходных. винтовых каналов, выполненных на внутренней поверхности корпуса, каждый из которых соединен с карманом и многозаходных винтовых каналов на наружной поверхности вала, расположенных против винтовых каналов корпуса и по направлению спирали противоположно им направленных.
2. Опора скольжения по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения технологичности, вал и корпус снабжены жестко закрепленными на них втулками, а многозаходные винтовые каналы выполнены на их соответственно наружной и внутренней поверхностях.
1603088
Вид Я фиг.2 б-b
Ðèã.0
Составитель А.Долинский
Техред М.Моргентал Корректор В.Гирняк
Редактор М.Товтин
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3371 Тираж 527 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


