Топливная композиция
Изобретение относится к топливным составам, в частности к топливной композици. Цель - повышение эффективности действия по снижению количества отложений на деталь цилиндра дизеля и уменьшение удельного расхода топлива на двигателе. Композиция имеет следующее соотношение компонентов, мас.%: полиоксипропиленфтальамид 0,08-0,10 толуол 0,08-0,10 дизельное топливо до 100. 3 табл. Полиоксипропиленфтальамид имеет структуру: NH 2 @ R @ NH-(O)C-C=Ц(COOH)-CH=CH-CH=CH, где R=[-CH(CH 3)-CH 2 (OCH(CH 3-CH 2) 3-OCH-CH-O-CH 2-CHO(CH 2-(CH 3)CHO) 3-CH 2-CH(CH 3-]. 3 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU,,1595 82
А1 (g)) >> С 10 L 1/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ где
A (- -CH (OCH CH ) — OCR-CH-О-CHq-СНО(СНр-CBQ)g-Ю -СН-), — 2 ) 23 2
Снз Ж С з < 4
3 табл.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2) ) 4461945/31-04 (22) 18.07.88 (46) 30.09.90. Бюл. ))> 36 (72) А.С.СаФонов, )0.M.Ïèìeíoâ, Н.А,Надежина, Н.C.Êîâàëåâà, М.А.Егоров и С.В,Мась (53) 665.75(088.8) (56) Патент США 1(4240801, кл. С 10 Ь 1/22, 1980.
Заявка Японии и 59-207988, кл. С 10 1 1/18, 1984 ° (54) ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (57) Изобретение относится к топливИзобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением присадок.
Цель изобретения — повьппение эФФективности действия топливной композиции по снижению количества отложений на деталях цилиндра дизеля и уменьшение удельного расхода топлива.
Для приготовления топливной композиции полиоксипропиленФтальамид растворяют в толуоле и полученную смесь вводят в дизельное топливо в необходимой пропорции.
ПолиоксипропиленФтальамид представляет собой смолообразную вязкую массу светло-коричневого цвета с легким характерным запахом, имеет молекуляр-. ную массу 648 у.е., плотность при ным составам, в частности к топливной композиции ° Цель изобретения— повьппение эФФективности действия по сниженик> количества отложений на де— таль цилиндра дизеля и, уменьшение удельного расхода топлива на двигателе. Композиция имеет следуюшее соотношение компонентов, мас.%: полиоксипропиленФтальамид 0,08-0,10, . толуол 0,08-0,10; дизельное топливо до 100. ПолиоксипропиленФтальамид имеет структуру: V. M. МН-(0)С20 С около 1000 кг/мэ, вязкость около 360 МПа с, содержит около 2,1% первичного азота.
Толуол представляет собой прозрачну(о жидкость с характерным запахом, растворявшуюся в воде, ацетоне, о спирте, эФире, плотность при 20 С
866-867 кг/м, коэФФициент преломления 1,4950-1,4970, температура вспьппки 4 С. Вырабатывается до ГОСТ 5789-78.
Склонность к образованию отложений на деталях цилиндра дизеля оценивают по нагарообразуюшей способности испытуемых топливных композиций, а расход топлива — весовым методом.
Нагарообразуюшую способность топливных композиций оценивают на лабораторной моторной установке ИТ 9-ЗМ по методу ПЗИ. За показатель нагарных
1595882
900+10
35 (Н2-ОНО)э Ы? "Н )
СН, СН, Фтальамид
Толуол
Дизельное топливо
0,08-0,10
0,08-0,10
До 100. свойств принята масса нагара, мг, образовавшегося на специальных металлических нагарниках эа 5 мин испытаний.
Расход топлива определяют при ис5 пытании топливных композиций Hà двук- цилиндровом отсеке Форсированного наддувовом четырехтактового дизеля 2ЧН
12/12 (КамАЗ-7403). Двигатель дооборудован системой масляного охлаждения поршней и топливного насоса высокого давления (ТНВД) с.повьппенной энергией впрыска, диаметр плунжеров
ТНВД равен 10 мм. Форсунки дизеля имеют повышенную пропускную способ- 15 ность распылителей (диаметр соплового отверстия 0,196 мм) и отрегулированы на давление начала подъема иглы, равное 24+0,25 МПа.
Для приготовления топливных компо- Zp эиций используют топливо Л-0,2-40 по
ГОСТ 305-82.
Результаты оценки эФФективности предлагаемой и известной топливньгк композиций представлены в табл.l. 25
Масса нагара, показанная в табл.1; определена по результатам четырех параллельных опытов.
Режим работы установки ИТ 9-3М при испытаниях следующий: ЗО
Частот вращения коленчатого вала, -1 мин
Степень сжатия с учетом нагарника 16
Продолжительность испытаний, мин 5
Величина удельного расхода топлива, показанная в табл.1, определена по результатам трех параллельных опы- 40 тов.
Режим работы дизеля при испытаниях следующий: Частота вращения коленчатого вала, 45 мин - 1 800+5 рд Я (tP СН )0<Я вЂ” СНД OCH СН О СН2 ОНО
С14 С% и дополнительно толуол при следующем соотношении компонентов, мас. :
ПолиоксипропиленСтепень сжатия 17 . Давление наддува, МПа 0,12
В табл.2 показано соотношение компонентов для примеров 1, 2 и 3.
В табл.3 дано обоснование значения молекулярной массы 648 у.е.
Во всех указанных случаях состав топливной композиции следующий,мас. : полиоксипропиленамид 0,09, толуол
0,09, дизельное топливо Л до IOO.
При добавлении в топливо Л компонентов композиции — полиоксипропиленФтальамида и толуола — в количествах, указанных в табл,2. другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний.
Данные табл.1 свидетельствуют о более высокой эФФективности предлагаемой топливной композиции по сни" женив количества отложений на дета-. лях цилиндра дизеля и уменьшению расхода топлива на двигателе.
Формула изобретения
Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эФира
Фталевой кислоты, о т л и ч а ю ш ая с я тем, что, с целью повьппения эФФективности действия по снижению количества отложений на деталь цилиндра дизеля и уменьшения удельного расхода топлива на двигателе, она col держит в качестве эФира Фталевой кислоты полиоксипропиленФтальамид обшей
Формулы!
595882
Таблица 1
Топливо Л !
Показатели
Топливная композиция!
Предлагаемая по примеру
Известная
1 2 3 !
48 45 46
36
412
314
307
411
342
317
308
386 384 384
325 323 323
304 304 304
302 300 301
6 7
6 6,4
3 3
1,7 2
0,9
0,9
6,4
Таблица 2
Состав композиции г з
Полиоксипропиленфтальамид
Толуол
Дизельное топливо
0,08
0,10
До 1ОО
0,09
0,09
До 100
0,10
0,08
До 100
Таблица 3
Молекулярная масса полиоксипропиленамида, у.е.
Показатели
500 648 800
i 1
Масса нагара, мг/5 мин 8!
Составитель Н. Богданова
Редактор М. Петрова Техред А. Кравчук
Корректор М.Шарошн
Заказ 2888 Тираж 439 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина, 101
Масса нагара, мг/5 мин 75
Снижение количества нагара, %
Удельный расход топлива, г/кВт.ч при мощности дизеля, % от номинальной
10О
Снижение удельного расхода топлива, %, при мошности дизеля, % от номинальной
100
Содержание компонентов,мас.%,â примере


