Противодымная присадка к топливам для дизельных двигателей
Изобретение касается присадок К топливам, в частности гтротиводымной присадки (ПР) к топливам диаельных двигателей. Для улучшения процесса сгорания топлива в качестве органических соединений бария и цинка в состав ПР вводят нониламино (или нитро) фенолят бария и Zn-соль фракции -органических кислот С - С, с кислотным числом 350-380 мг КОН/г при молярном соотношении (в пересчете на металлы) 8 - 12:1. Использование ПР в топливе (15А) снижает дымность при работе на шестицилиндровом двигателе САВИЕМ (число оборотов 3000) на 32 - 37,9%. 1 табл. &0 4 CD
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУВЛИН (19) (И) (51) 4 С 10 L 1/18 1/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, "
Н ПАТЕНТУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flo делАм изОБРетений и ОткРытий (89) RO 78536 (48) 11 ° 12.81 (21) 7772744/23-04 (22) 08.12.82 (31) 105965; 105966 (32) 11. 12.81 (33) RO (46) 30 ° 10. 87. Бюл. N . 40 (71) Институтул Натиональ де Мотоаре
Термиче (КО) (72) Дину Нистор, Афанасе Красовски, Дину-Вердець Домна, Константин Владимир Соаре (RO) (53) 665.75 (088.8) (54) ПРОТИВОДЫМНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВАМ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (57) Иэобретение касается присадок к топливам, в частности противодымной присадки (ПР) к топливам дизельных двигателей. Для улучшения процесса сгорания топлива в качестве органических соединений бария и цинка в состав ПР вводят нониламино (или нитро) фенолят бария и Zn-соль фракции органических кислот С вЂ” С, с кислотным числом 350-380 мг KOH/г при молярном соотношении (в пересчете на металлы) 8 — 12:1. Испольэование
ПР в топливе (15А) снижает дымность при работе на шестицилиндровом двига- Я теле САВИЕМ (число оборотов 3000) на
32 — 37,97. 1 табл.
1349701
Изобретение относится к составу противодымной присадки для топлив дизельных двигателей, предназначенной для снижения выделения выхлопных газов.
Для улучшения свойств сгорания топлив в дизельных двигателях, для уменьшения плотности дыма известно использование присадок, главным образом, органических соединений щелочно-земельных металлов, например, магния, кальция, стронция, бария (патент, Японии У 53-14706, кл. CIO
L 1/12„ 1978) .
Известны также и смеси противодымных присадок на основе органических солей бария и цинка (патент Великобритании N 1 274 060, кл. С .5 G 9
1972) .
Использование этих присадок для топлив дизельных двигателей неблагоприятно потому, что образуются отложения окисей металлов на форсунках и впускных и выпускных клапанах, которые препятствуют нормальной работе двигателей; некоторые из них производятся трудоемкими способами или при их синтезе требуется труднодоступное сырье.
Цель изобретения — повышение эффективности присадки за счет обеспечения улучшения процесса сгорания топлива, что приводит к спокойной работе двигателя.
Эффективность присадки иллюстрируется следующими примерами, П р % м е р 1. В колбу емкостью
2,5 л загружают 265 г нонилнитрофенола, 30 г органических кислот С -Cz, с кислотным числом 380 мг KOH/г, 20 г алкенилсукцинимида со средним молекулярным весом 1500, 320 r октат гидротированной гидроокиси бария, 300 мл толуола и 500 мл смеси ксилолов. Смесь нагревают с постоянным перемешиванием и удаляют азеотропно воду. Когда содержание воды в реакционной смеси достигает 2--2,57, пропускают через смесь углекислый газ с объемной скоростью 100-200 мл/мин, в течение 6-8 ч, поднимая постепенно температуру до 140-150 С.
После охлаждения и декантирования из реакционной смеси удаляют неорганические примеси фильтрацией на воронке Бюхнера. Раствор нонилнитрофеноксида содержит 8,87 бария.
В емкость для смешивания вводят
90 массовых долей нонилнитрофенолята бария, погученного как описано вышее, и 10 массовых долей карбоксилатов цинка, смеси органических кислот, С1- С < с кислотным числом 380 мгКОН/г, содержащих 9,57 цинка при соотношении бария и цинка 8:1. Смесь нагрео вают до 100 С и перемешивают 1 ч с получением гомогенного раствора, смешиваемог0 с дизельным топливом.
H p и м е р 2. В емкость для смешивания вводят 91 массовых долей нонилнитрофенолята бария, полученного как описано выше, и 9 массовых долей карбоксилатсв цинка смеси органических кислот С вЂ” С 1 с кислотным числом 380 мг КОН/г; содержащих
9,57 цинка при соотношении бария и цинка 9:1, Смесь нагревают до 100 С и перемешивают 1 ч, получают гомогенный раствор, смешиваемый с дизельным топливом.
Пример 3. В емкость для смешивания вводят 93 массовых долей нонилнитрофенолята бария, полученного соответственно примеру 1, и 7 массовых долей карбоксилатов цинка смеси органических кислот С вЂ” C, с кислотным числом 380 мг KOH/г, содержащих 9,57 цинка при соотношении бария и цинка 12:1. Смесь нагревают до о
100 С и перемешивают 1 ч, получают гомогенный раствор, смешиваемый с дизельным топливом.
Пример 4. В колбу емкостью
2,5 л загружают 220 г нонилфенола, 51 r диэтилентриамина и 300 мл толу. ола. Смесь нагревают с постоянным
О перемешиванием до 100-110 С и добавляют 30 г параформальдегида. Нагрев и перемешивание продолжают до удаления теоретического количества воды (около 18 мл) .
В раствор полученного таким образом алкиламинодифенола добавляют
500 мл углеводородного растворителя . с т.кип. 200 †4 С, 30 г смеси оргао нических кислот С у С 1 с кислОтным числом 350 мг KOH/r, 20 r алкенилсукцинимида со средним молекулярным весом 1500 и 320 r октагидратированной гидроокиси бария. Смесь нагревают до температуры обратной перегонки с перемешиванием, для азеотропной отгонки воды. Когда содержание воды в смеси достигает 2-2,57, пропускают
1349701 жащих 9,5Х цинка при соотношении бария и цинка 12:1, Смесь нагревают до
О
100 С и перемешивают 1 ч, получают гомогенный раствор, смешиваемый с дизельным топливом.
Эффективность присадочных составов, полученных соответственно вышеизложенным примерам, была установлена при испытании на шестицилиндровом двигателе САВИЕМ с диаметром поршня
102 мм и мощности 135 лс, при числе оборотов 3000. Испытания проводили на двигателе на стенде, наблюдая
1б уменьшение дымности в случае топлива с присадкой по сравнению с топливом без присадки. Использовали топливо
15А, измеряли уровень дыма димомером типа Бош по наружным характеристикам работы двигателя.
Результаты испытаний для топлива, содержащего 200 млн.д. бария, приведены в таблице.
Противодымная присадка к топливам для дизельных двигателей, содержащая смесь органических соединений бария
30 и цинка, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности присадки, она содержит нониламинофенолят или нонилнитрофенолят бария и цинковую соль фракции оргазм нических кислот С С с кислотным числом 350-380 мг K0H/г при массовом соотношении в пересчете на металлы барий: цинк, равном 8 — 12 : 1.
Алкилнитрофенолят бария
10
32,9
Карбоксилаты цинка
8:1
Соотношение барий:цинк
Алкилнитрофенолят бария
37,9
Карбокислаты цинка
9:1
Соотношение барий:цинк
Алкиламинофенолят бария
37,9
Карбоксилаты цинка через смесь углекислый газ с объемной скоростью 100-200 мл/мин.в течение
5 ч, поднимая постепенно температуру о до 150 С. После охлаждения и осаждения реакционную смесь фильтрируют на воронке Бюхнера, получают раствор нониламинофенолята бария, содержащий
8,5Х бария.
В емкость для смешивания вводят
90 массовых долей ноииламинофенолята бария и 10 массовых долей карбоксилатов цинка смеси органических кислот С вЂ” С, с кислотным числом
350 K0H/г, содержащих 9,5Х цинка при соотношении бария и цинка 8:1, о
Смесь нагревают до 100 С и перемешивают 1 ч, получают гомогенный раствор, смешиваемый с дизельным топливом.
Пример 5. В емкость для смешивания вводят 91 массовую долю нониламинофенолята бария, полученного соответственно примеру 4, и 9 массовых долей карбоксилатов цинка смеси органических кислот С„ — С, с кислотным числом 350 мг КОН/r содержащих 9,5Х. цинка при соотношении бария и цинка 8:1. Смесь нагревают до 100 С о и перемешивают 1 ч,получают гомогенный раствор, смешиваемый с дизельным топливом, Пример 6. В емкость для смешивания вводят 93 массовых долей нониламинофенолята бария, полученного соответственно примеру 4, и 7 массовых долей карбоксилатов цинка смеси органических кислот Ст — С „ с кислотным числом 350 мг КОН/r содерформула и з о б р е т е н и я
1349701
Продолжение таблицы
12:1
Соотношение барий:цинк
Алкиламинофенолят бария
31,9
Карбоксилаты цинка
Соотношение барий:цинк
8:1
Алкилнитрофенолят бария
Карбоксилаты цинка
32,9
9:1
Соотношение барий:цинк
Алкилнитрофенолят бария
32,3
Карбоксилаты цинка
12:1
Соотношение барий:цинк
Составитель Н.Богданова
Техреду.Олийнык Корректор О.Кравцова
Редактор Н.Киштулинец
Заказ 5203/58 Тираж 462 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д,4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4



