Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подшипниковых узлов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем определения скорости посадки ротора. Качество газодинамических подшипниковых узлов определяют по скорости вращения опоры на выбеге в момент возникновения сухого трения. Этот момент находят по скачкообразному увеличению амплитуды вибрации узла. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (S1) S С 01 М 1 3/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 44071 75/31-27 (22) 08,04.88 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) И.П. Воболис и К.M. Рагульскис (53) 658.652.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 642646, кл. С 01 М 13/04, 1979. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ГАЗО ДЩНАМИЧЕСКИХ ПОДЧИПНИКОВИХ УЗЛОВ (57) Изобретение относится к прибороИзобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подиипниковых узлов °
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем определения скорости посадки ротора.
На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для осуществления способа, на фиг. 2 — зависимости момента трения в подшипняковом узле от времени; на фиг ° 3— диаграмма изменения уровня возбуждаемых вибраций во времени.
Способ реализуется следующим образом.
Ротор 1 подшипникового узла 2 приводится во вращение до оборотов, при которых образуется газодинамический смазочный слой.
При вращении ротора 1 на высоких оборотах (в случае газодинамического смазочного слоя) возникающий момент сопротивления вращению, а также
2 строению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подшипниковых узлов. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем определения скорости посадки ротора. Качество газодинамических подшипниковых узлов определяют по скорости вращения опоры на выбеге в момент возникновения сухого трения. Этот момент находят по скачкообразному увеличению амплитуды вибрации узла. 3 ил. уровень возбуждаемых высокочастотных вибраций являются низкими.
При уменьшении скорости вращения ротора 1 достигается момент когда происходит посадка ротора. В этом случае происходит контакт трущихся поверхностей гаэодит(амических подшипников 3, возрастает момент сопротивления вращению, а также резко изменяется уровень возбуждаемых высокочастотных вибраций (высокочастотные вибрации наилучшим образом .характеризуют контакт поверхностей). Амплитуду вибрации измеряют вибродатчиком 4 и измерительным блоком 5.
Газодинамические подшипники от этого момента работают в режиме сухого трения.
Как известно, чем короче этот ре,жим движения, тем более высокими являются надежность и долговечность таких подшипников.
Длительность этого режима (интервал времени t,tz) зависит от угло1580206
10 где I — момент инерции ротора;
4J — угловая скорость вращения;
М вЂ” момент силы сухого трения.
Интегрируя уравнение движения ротора, находим
I =-Mã1t + С, По начальным данным, считая при
= О (начало момента отчета времени) Ю = и)„ получаем С, = 14) .
Поэтому
Ild т о
В момент остановки ротора .t и= О.
Подставляя это значение, получаем
Т„„-М =О, откуда
Мтр
LV э
o I 2
Так как момент силы сухого трения М рр для одного типа газодинамических подшипников является практивой скорости вращения ротора 1 в момент посадки. Для определения скорости посадки ротора 1 измеряют интервал времени от момента возрастания
5 амплитуды высокочастотных вибраций
1 до момента полного их исчезновения
1 у °
Уравнение вращательного движения ротора 1 в этом интервале времени можно представить в виде
d(d
I — = -M тр чески одинаковым, поэтому, измеряя интервал времени от момента t до по указанной расчетной формуле, далее определяют скорость посадки ротора 1
Таким образом, способ позволяет расширить функциональные возможности контроля.
Формула изобретения
Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов, включающий непрерывное изменение момента сопротивления вращению и определение на выбеге ротора параметров возбуждаемых высокочастотных вибраций, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей споаоба, определяют величину момента сопротивления вращению и параметры возбуждения высокочастотных колебаний при посадке ротора и фиксируют длительность периода от резкого повышения уровня вибраций до их исчезновения, а затем по расчетной формуле м 1о Т М э где 1„1, — скорость посадки ротора;
М вЂ” момент силы сухого тРения, I — момент инерции ротора;
t — время до начала посадки ротора, определяют скорость посадки ротора и, сравнивая ее с эталонной, определяют ,качество подшипникового узла.
1 В0206
Составитель Т. Хромова
Техред Л.Сердюкова Корректор М. Шароши
Редактор Н. Лазаренко
Тираж 437
Заказ 2005
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьгтиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101


