Способ определения постоянных времени двигателя постоянного тока
Изобретение относится к технике испытаний и контроля систем автоматизированного электропривода, а именно к технике определения параметров двигателя постоянного тока в вентильном электроприводе. Изобретение позволяет упростить, сократить длительность и повысить точность способа. Способ включает измерение параметров якорной цепи двигателя в момент установившегося значения частоты вращения путем выделения переменных составляющих напряжения и тока якорной цепи, формирование интервала времени, равного периоду сети переменного тока, определение фазовых углов двух гармоник тока этих же частот относительно начала сформированного интервала времени, вычисление электромагнитной и электромеханической постоянных времени двигается по зависимостям, приведенным в формуле изобретения. 1 ил.
„„SU„„1564593
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 С 05 В 23/02
И1 ИМЗМ0
1,ъ),„„, (, 1 ь 1 Ц
Б 1 ;tO Г Д
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
{21) 3554678/23-24 (22) 18.02.83 (46) 15.05.90. Бюл. 1"- 18 (71) Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по проблемам развития 1<анско-Ачинского угольного бассейна (72) В.П.Горбиль и А,Л,Демко (53) 621. 317. 757 (088. 8) (56) Электротехническая промьппленность. Серия "Электропривод", 1975, вьш. 6 (41), с. 14 .. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТОЯНШБ
ВРЕМЕНИ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОЕА (57) Изобретение относится к технике испытаний и контроля систем автоматизированного электропривода, а именно к технике определения параметров двиИзобретение относится к испытаниям и контролю систем автоматизированного электропривода, а именно к технике определения параметров двигателя постоянного тока в вентильном электроприводе, в частности электромагнитной и электромеханической постоянных времени, Целью изобретения является упрощение,сокращение длительности и повышение точности.
На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
В состав устройства входят блоки
1 и 2 выделения переменных составляющих напряжения и тока соответственно, подключенные к якорной цепи двигате ля 3, питающегося от сети переменного гателя постоянного тока в вентильном электроприводе. Изобретение позволяет упростить, сократить длительность и повысить точность способа. Способ включает измерение параметров якорной цепи двигателЫ в момент установившегося значения частоты вращения путем выделения переменных составляющих напряжения и тока якорной цепи, формирование интервала времени, равного периоду сети переменного тока, определение фазовых углов двух гармоник тока этих же частот относительно начала сформированного интервала време-ни, вычисление электромагнитной и электромеханической постоянных време- а ф ни двигателя по зависимо стям, приведенным в формуле изобретения. 1 ил.
М тока через управляемый выпрямитель 4, блок 5 выделения интервала времени, СЛ соединенный с сетью переменного тока и предназначенный для формирования I4h интервала времени, равного периоду напряжения сети, измерители 6 и 7 углов фазового сдвига гармоник напряжения и гармоник тока соответственно, выходы которых соединены с вычислительным блоком 8.
Способ реализуют следующим образом.
Подключают двигатель 3 постоянного тока через управляемый выпрямитель 4 А к сети переменного тока и разгоняют его до установившейся частоты враще.ния вала, выделяют переменные составляющие напряжения и тока якорной цепи соответствующими блоками 1 и 2, 1564593 формируют интервал времени, равный периоду сети переменного тока, блоком
5 выделения интервала времени, измеряют фазовые углы у„ и (1 двух гармо5 ник напряжения и фазо.вые углы ().) и („„ двух гармоник тока относительно начала выделенного интервала времени с помощью измерителей 6 и 7 углов фазового сдвига гармоник напряжения и гармоник тока. О постоянной времени судят по формулам, описывающим фаэочастотную характеристику, в которую контролируемые параметры Тэ и Т входят в качестве коэффициентов этой ха- >5 рактеристики, соответствующей передаточной функции двигателя как отношения изображения тока якоря к изображению напряжения на якоре.
1-Т Тм cd 20
6 (()) (1) тм где 8(u2) — угол фазового сдвига на частоте (() гармоники тока относительно гармоники 25 напряжения этой же частоты.
Измеряя углы фазовых сдвигов 1-й гармоники тока частоты относительно гармоники напряжения той же частоты и р-й гармоники тока относительно гармоники напряжения частоты М = 1((и), (Cd — частота основной гармоники сео ти переменного тока) и используя соотношение (1), получим систему уравнений относительно Т и Тм и
1-.т - т„о (2) а = тмд
tg8 = 1-Т -"-, (3)
Т где 6 и 8 — углы фазового сдвига тод Р ка относительно напряжения на частотах Cd > Cd> 45 соответственно.
На выделенном интервале времени, равном периоду сети переменного тока
Т 4-я и (("я гаряоники тока будут у иметь углы фазового сдвига от начала, выделенного интервала(р и (1(соответственно, а гармоники напряжейия тех же частот будут иметь фазовые углы Q и g> относительно начала выделенного периода. Угол фазового сдвига 0< гармоники тока относительно гармоники напряжения на частоте М< равен
41=,1 — 1, а угол фазового сдвига g гармоники тока относительно гармонйки напряже- . ния на частоте (,.)„, будет е к н
Подставляя эти соотношения, а также равенствам= 1((1,, cd<— = @cd, в систему уравнений (2) и (3) и решив ее.относительно Тэ и т, получим выражение для контролируемых параметров: а(-Ч) -- а(у - „) (Т Ф э р2
qcdÎ(и 1)
Р— 1 .,)г
Т ()(-„ а(,-Ч )- а(lp ф)
Формула изобретения
Способ определения постоянных времени двигателя постоянного тока, заключающийся в том, что якорную цепь двигателя подключают к сети переменного тока через управляемый выпрямитель, измеряют параметры якорной цепи двигателя в момент установившегося значения частоты вращения, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения, сокращения длительности и повьппения точности способа, выделяют переменные составляющие напряжения и тока якорной цепи, формируют интервал времени, равный периоду напряжения сети переменного тока, относительно начала этого интервала, измеряют фазовые углы- двух, гармоник напряжения (. и (с соответствующиN ми частотами ы и оэ„ и фаэовые углы (1) 1и ((двух гармоник тока этих же частот, вычисляют постоянные времени двигателя — электромагнитную
tg(c(-Q) -" -tg(y -(.р )
4 1),) (((p
Т вЂ” — — — — - — — — = — —— э М2
i1Ы (— — 1) о и электромеханическую р1
1 )1 1
Тм
P и (<
= 1,2,3„...,1 1;
Ю- частота основной гармоники сети переменного тока;
,1 и ((- углы фазового сдвига )1-й
Составитель В.Журавлев
Редактор R.Êoï÷à Техред М.Ходанич КорректоР М.Максимишинец
Заказ 1159 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
5 )564593 и х-й гармоник напряжения относительно начала выделенного интервала времени; и (ф- углы джазового сдвига g-й и р-й гармоник тока относительно начала выделенного интервала времени.