Устройство для автоматического вождения одноколейных транспортных средств при испытаниях на полигоне
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для автоматического вождения одноколейных транспортных средств, преимущественно велосипедов, при ускоренных ресурсных испытаниях на полигоне. Цель изобретения - повышение точности воспроизведения эксплуатационных условий путем создания режима прямолинейного движения с поворотами в обе стороны. На поверхности полигона 1 закреплена замкнутая направляющая из двух параллельных дорожек, имеющих пересекающиеся прямолинейные участки и сопряженные с прямолинейными участками круговые участки. По параллельным дорожкам перемещается тележка 8 со связанным с ней велосипедом. В центре круговых участков закреплены оси, на которых шарнирно установлен верхний диск 23 с упорами 26, при взаимодействии которых с захватами 17 руля 16 имитируются повороты велосипеда в обе стороны от прямолинейного движения. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5 G 01 М 17/00 кююам
ПАТБПЫ «! л. :"!ЧЕРНАЯ
Б БРИО i Ег,А
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬГГИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4438893/31-11 (22) 08.06.88 (46) 07.05.90. Бюл. Р 17 (71) Марийский политехнический институт им.А.М.Горького (72) П.Н.Бутин, Е.A.Киртаев и К.А.Косов (53) 620.199 .631.372 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1478075, кл. G 01 М 17/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ВОЖДЕНИЯ ОДНОКОЛЕЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ПОЛИГОНЕ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может бытьиспользовано для автоматического вождения одноколейных транспортных средств, преимущественно велосипедов, при ускоренных ресурсных испытаниях
ÄÄSUÄÄ 1562729 А 1
2 на полигоне. Цель изобретения — повышение точности воспроизведения эксплуатационных условий путем создания режима прямолинейного движения с поворотами в обе стороны. На поверхности полигона 1 закреплена замкнутая направляющая из двух параллельных дорожек, имеющих пересекающиеся прямолинейные участки и сопряженные с прямолинейчымк участками круговые участки. По параллельным дорожкам перемещается тележка 8 со связанным с ней велосипедом. В центре круговых участков закреплены оси, на которых шарнирно установлен верхний диск 23 с упорами 26, при взаимодействии которых с захватами 17 руля 16 имитируются повороты. велосипеда в обе стороны от прямолинейного движения.
3 ил.
1562729
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению и может быть использовано для автоматического вождения одноколейных транспортных средств, преимущественно велосипедов
5 при ускоренных ресурсных испытаниях на полигоне.
Цель изобретения — повышение точности воспроизведения эксплуатационных условий путем создания режима прямолинейного движения с поворотами в обе стороны.
На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 — направляющая, общий вид.
На поверхности полигона 1 закреплена направляющая, выполненная из двух .параллельных дорожек 2 и 3 и имеющая по два прямолинейных пересе кающихся участка 4 и 5, сопряженных между собой, и два круговых участка
6 и 7, сопряженных с прямолинейными участками 4 и 5. На параллельных 25 дорожках 2 и 3 установлена тележка
8, на которой размещено испытываемое одноколейное транспортное средство (велосипед) 9, ведущее колесо (движитель) 10 которого расположено между 30 параллельными дорожками 2 и 3 и введено в контакт с поверхностью полигона 1. Велосипед 9 связан с остовом тележки 8 посредством кронштейна 11 обеспечивающего возможность вертикального перемещения относительно остова тележки 8 при наезде колес велосипеда 9 на дорожную неровность. .На тележке 8 установлен привод перемещения, соцержащий приводной двигатель 12, редуктор 13, релейную пере40 дачу 14 и карданный вал 15, связанный с передней звездочкой велосипеда
9 ° На обоих концах руля 16 велосипеда
9 закреплены захваты 17, а с помощью упругого элемента 18 руль 16 связан
45 с остовом велосипеца 9. На поверхности полигона 1 в центрах 19 и 20 круговых участков 6 и 7 закреплены вертикальные оси 21, на которых шарнирно установлены с возможностью сво- о бодного осевого перемещения нижний
22 и верхний 23 диски, жестко соединенные между собой втулкой 24. Нижний диск 22 введен в контакт с поверхностью полигона 1 и нагружен балласт- 55 ными грузами 25. На верхнем диске 23 по его круговой периферии закреплены упоры 26 с возможностью взаимодействия с захватами 17. Для имитации веса велосипедиста на руле 16 и седлодержателе велосипеда 9 установлены дополнительные балластные грузы 27 и 28.
При включении приводного двигателя 12 ведущее колесо 10 велосипеда 9. приводится во вращение. При этом велосипед 9 посредством кронштейна 11 перемещает тележку 8 по параллельным дорожкам 2 и 3 направляющей. При движении тележки 8 по прямолинейным участкам 4 и 5 направляющей натяжение в обеих ветвях упругого элемента
18 одинаково, и руль 16 находится в среднем положении, соответствующем прямолинейному движению велосипеда 9.
При въезде тележки 8 на один из круговых участков направляющей один из захватов 17 руля 16 велосипеда 9 входит в зацепление с одним из упоров
26 верхнего диска 23. При этом нижний диск 22, нагруженный балластными грузами 25, за счет сил трения в контакте с поверхностью полигона 1, создает сопротивление повороту верхнего диска 23. В результате на захвате 17 возникает усилие, под действием которого руль 16 поворачивается влево относительно направления прямолинейного движения, и велосипед 9 вместе с тележкой 8 перемещается по круговой траектории. После завершения движения по круговому участку и въезде тележки на прямолинейный участок захват 17 руля 16 выходит из зацепления с упором 26 верхнего диска 23. Под действием упругого элемента 18 руль велосипеда 9 возвращается в среднее положение, соответствующее прямолинейному движению велосипеда 9. При въезде тележки 8 на другой из круговйх участков направляющей другой из захватов 17 руля 16 велосипеда 9 входит во взаимодействие с другим упором 26 верхнего диска 23. В результате руль
16 велосипеда 9 поворачивается вправо. .Таким образом, в предлагаемом устройстве осуществляется режим прямолинейного движения велосипеда с поворотами в обе стороны, что повышает точность воспроизведения эксплуатационных условий.
Формула изобретения
Устройство для автоматического вождения одноколейных транспортных
156 средств при испытаниях на полигоне, содержащее закрепленную на поверхности полигона направляющую в виде двух параллельных дорожек с прямолинейными участками и сопряженными с прямолинейными участками двумя круговыми участками, вертикальные оси, закрепленные на полигоне в центре обоих круговых участков направляющей, нижний и верхний диски, жестко соединенные между собой и шарнирно установленные на вертикальных осях с возможностью свободного осевого перемещения, балластные грузы, установленные на нижних дисках, упоры, закрепленные на верхних дисках по его круговой периферии, тележку, уста новленную на направляющей, привод перемешения, установленный на тележ-, ке и кинематически соединенный с дви2729 6 жителем испытываемого одноколейного транспортного средства, размещенного на тележке между дорожками направляющей с возможностью кантактирования движителя с поверхностью пслигопа, и упругий элемент, соединенный с остовом и с обоими концами руля испытываемого одноколейного транспорт10 ного средства, отл ич а к v:,,» е с я тем, что, с целью повышения точности воспроизведения эксплуа- а.ционных условий путем создания режима прямолчнейного движения с поворотами в обе стороны, прямолинейные - участки направляющей выполнены пересекающимися и сопряженными между собой, а устройство снабжено захватами, закрепляемьми на обоих концах руля для
20 взаимодействия с упорами верхнего диска.
1562729
О
Составител.ь С. Белоус ько
Редактор И. Горная
ТехРед Л. Сердккова КоРРектоР Э.Лончакова
Заказ 1656 Тираж 442 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101