Система блокировки для автомобиля в передаче на переднюю и заднюю оси с непрерывным приводом на все колеса
Изобретение относится к автомобилестроению. Цель изобретения - уменьшение поперечных габаритов и повышение КПД передачи. Система блокировки состоит из планетарной передачи и тормозного устройства, воздействующего на водило этой планетарной передачи. Планетарная передача составлена из входной коронной шестерни 8, жестко соединенной с приводным валом 6, установленной коаксиально рядом на подшипниках, жестко соединенной с ведомым валом 13 выходной коронной шестерни 9 с несколько меньшим числом зубьев, а также из нескольких находящихся одновременно в зацеплении с обеими коронными шестернями вращающихся вместе с водилом планетарных колес 20. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (11) А4 (51)5 В 60 К 17 34
Р 1-ч
Ф
8 !
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1419512 (21) 4202103/25-1 1 (22) 05.03.87 (31) Р 3629493.4 (32) 29.08.86 (33) (46) 30.04.90. Бюл. У- 16 (7i) Др.Инж,х.ц. Ф.Порше АГ (DE) (72) Херманн Пич (DE) (53) 629. 113 (088.8) (56) Патент СССР Р 1419512, кл. В 60 К 17/34, 3986. (54) СИСТЕМА БЛОКИРОВКИ ДЛЯ ABTONOБИЛЯ В ПЕРЕДАЧЕ НА ПЕРЕДНЮЮ И ЗАДНЮЮ
ОСИ С НЕПРЕРЫВНЫМ ПРИВОДОМ НА ВСЕ
КОЛЕСА (57) Изобретение относится к автомо2 билестроеныо. Цель изобретенияуменьшение поперечных габаритов и повышение КПД передачи. Система блокировки состоит из планетарной передачи и тормозного устройства, воздействующего на водило этой планетарной передачи. Планетарная передача составлена из входной коронной шестерни 8, жестко соединенной с приводным валом 6, установленной коаксиаль" но рядом на подшипниках, жестко соединенной с ведомым валом 13 выходной коронной шестерни 9 с несколько меньшим числом зубьев, а также из нескольких находящихся одновременно в зацеплении с обеими коронными шестер- а
Ф нями вращающихся вместе с водилом планетарных колес 20. 3 ил.
1561819
Изобретение относится к автомобилестроению.
Цель изобретения — уменьшение поперечных габаритов и повышение КПД передачи.
На фиг. 1 показана схема привода на все колеса автомобиля; на фиг. 2— система блокировки на все колеса, продольный разрез, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.
Установленный вблизи передней оси
1 на автомобиле приводной двигатель 2 с пристроенной к нему коробкой 3 переключения передач привода через коническое зубчатое колесо 4 и ведомое плоское коническое зубчатое колесо 5 приводит переднюю ось 1. От конического зубчатого колеса 4 приводной вал 6 идет к закрепленному на 2р нем шлицевым соединением 7, имеющим внутреннее зубчатое зацепление, колесу входной коронной шестерни 8 планетарной передачи.
Коаксиально входной коронной шестерне 8, рядом с ней установлена на подшипниках выходная коронная шестерня 9, которая запрессована в месте посадки: на боковой поверхности 10 корпуса 11, плотно. охватывающего систему блокировки. Снаружи на правой торцовой стороне 12 корпуса 11 находится ведомый вал 13, который через коническое зубчатое колеса 14 и плоское коническое зубчатое колесо
15 приводит заднюю ось 16 автомобиля. Соосно с ведомым валом 13 через левую торцовую сторону 17 корпуса 11 проходит приводной вал 6, упирающийся в подшипники 18 и 19 с левой 17 и правой 12 торцовых сторон корпуса 11.
С входной коронной шестерней S u выходной коронной шестерней 9 находятся в зацеплении одновременно три планетарных колеса 20, которые поме- 45 щены симметрично вдоль окружности коронных шестерен 8, 9. Планетарные колеса 20 установлены на подшипниковых пальцах 21, которые запрессованы в V-образное водило планетарной пере- 50 дачи 22. Водило планетарной передачи на подшипниках 23 и 24 опирается на приводной вал. На водиле планетарной передачи 22 отформован тормозной элемент 25, выполненный в виде чаши с лопатками, которая представляет собой одну половину гидродинамического сцепления. Вторая чаша с лопатками действует в качестве сопряженного
/ тормозного элемента 26, выполнена за одно целое с правой стороной 12 корпуса 11, центрирована и закреплена в боковой поверхности 10 корпуса 11.
Обе чаши вместе образуют тороидальную кольцевую полость Z7 потока, которая заполнена гидравлической жидкостью и при относительном вращении чаш одна относительно другой вследствие наличия усилия сдвига жидкости передает соответствующий тормозной момент.
Входная коронная шестерня 8 имеег число зубьев 2=54 выходная коронная шестерня 9 — число зубьев 2=51, так что передаточное число для прямого сквозного привода составляет
54".51. Передаточное число зубчатой передачи к водилу планетарной передачи 22 составляет 18:1. Если появляется разность числа оборотов между передней и задней осями и, следовательно, такая .же разность числа оборотов между приводным 6 и ведомым 13 валами, то водило планетарной передачи вращается с 18-кратной скоростью этой разности. Вследствие относительного вращения тормозного элемента относительно сопряженного тормозного элемента возникает тормозной момент, соответствующий разности числа оборотов, который. способствует синхронному ходу (вращению) передней и задней осей.
Вследствие прогрессивно повышающегося гидродинамического тормозного момента при малых величинах пробуксовывания блокирующий момент сохраняет малые. значения. Автомобиль хорошо управляем и противоблокировочное устройство тормозной системы полностью сохраняет свою работоспособность„
При больших величинах пробуксовывания, например, если колеса передней оси 1 скользят по льду, а колеса задней оси стоят на шероховатом асфальте, блокирующий момент круто возрастает и обеспечивает даже в этом экстремальном случае беспроблемное трогание с места.
Формула изобретения
Система блокировки для автомобиля в передаче на переднюю и заднюю оси с непрерывным приводом на все колеса по патенту ¹ 1419512, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью уменьшения поперечных габаритов и повышения
КПД передачи, входное и выходное зубчатые колеса, выполненные с возможностью внутреннего зацепления, охвачены цилиндрическим корпусом в виде оболочки с плоскими торцовыми стенками, на внутренней поверхности которого отцентрировано и закреплено
156181 9 6 выходное зубчатое колесо, а контрзвено тормозного устройства выполнено в виде торцовой стенки корпуса, жестко связанной с валом привода задней
5 оси, при этом водило и корпус установлены на подшипниках на валу привода передней оси.
1561819
Составитель С. Белоусько
Редактор А.Маковская Техред Л.Сердюкова Корректор C.×åðíè
Заказ 985 Типаж 417 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101