Проходной мост многоосного транспортного средства
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к приводам для передачи крутящего момента валами с перекрещивающимися или пересекающимися осями спаренных ведущих мостов. Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение массогабаритных показателей. Соосная планетарная передача установлена до межосевого дифференциала с передаточным числом, равным соотношению скоростей вращения входного вала 1 и ведомого вала межосевого дифференциала, соединенного с ведомым валом планетарной передачи. При этом для обеспечения дифференциальной связи центральная шестерня планетарной передачи установлена на валу 1 привода межосевого дифференциала свободно и может жестко соединиться с ним при блокировке дифференциала, осуществляемой зубчатой муфтой, а другой ведомый элемент планетарной передачи соединен с корпусом неподвижно. В связи с несимметричностью межосевого дифференциала необходимое суммарное передаточное число ведущих мостов обеспечивается различными значениями передаточного числа гипоидных пар главных передач. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для обеспечения дифференциальной связи между двумя ведущими мостами многоосных автомобилей. Цель изобретения упрощение конструкции и снижение массогабаритных показателей. На фиг. 1 приведена кинематическая схема предлагаемого проходного моста с обходной планетарной передачей; на фиг. 2 то же, без обходной передачи с планетарным рядом блокировки и гипоидными парами, с различным передаточным числом. Проходной мост (см. фиг. 1) содержит входной вал 1, установленный перед главной передачей, межосевой дифференциальный механизм, состоящий из ведущей шестерни 2, ведомых корпуса 3 и шестерни 4, вал 5 которой соединен с главной передачей 6, планетарный ряд, коронная шестерня 7 которого связана с корпусом 3 межосевого дифференциала, водило 8 неподвижно прикреплено к картеру, а солнечная шестерня 9 соединена с ведущей шестерней гипоидной плавной передачи 10, а также зубчатую муфту 11, установленную на валу 5 и служащую для блокировки межосевого дифференциала путем жесткого соединения вала 5 с ведущей шестерней главной пеpедачи 10. Проходной мост работает следующим образом. Крутящий момент от входного вала 1 передается на ведущую шестерню 2, затем корпусу 3 и шестерне 4. От шестерни 4 через вал 5 момент передается на главную передачу заднего моста, а от корпуса 3 к ведущей шестерне 7 планетарного ряда и через ведомую шестерню 9 к главной передаче проходного моста. Водило 8 планетарного ряда остановлено, а зубчатая муфта 11 служит для блокировки межосевого дифференциала при помощи соединения ведущей шестерни главной передачи 10 с валом 5. Проходной мост (см. фиг. 2) содержит входной вал 1, установленные перед главной передачей межосевой дифференциальный механизм, состоящий из ведущей шестерни 2, ведомых корпуса 3 и шестерни 4 и планетарный ряд блокировки межосевого дифференциала, содержащий коронную шестерню 7, солнечную шестерню 9, водило 8, зубчатую муфту 11 блокировки. Водило 8 планетарного ряда жестко соединено с корпусом 3 межосевого дифференциала, который в свою очередь соединен неподвижно с ведущей конической шестерней гипоидной плавной передачи 10 проходного моста, а солнечная шестерня 9 жестко прикреплена к картеру. В составе проходного моста имеется также вал 5 привода моста 6. Зубчатая муфта предназначена для блокировки межосевого дифференциала посредством соединения вала 1, на котором установлена шестерня 9 и планетарного ряда. Проходной мост работает следующим образом. Крутящий момент от входного вала 1 передается на шестерню 2, корпус 3 и шестерню 4. От корпуса 3 крутящий момент передается на ведущую коническую шестерню гипоидной пары главной передачи 10 проходного моста, а от шестерни 4 через вал 5 к главной передаче 6 заднего моста. При блокировке межосевого дифференциала при помощи жесткого соединения вала 1 и шестерни 9 планетарного ряда за счет этого ряда обеспечивается постоянное соотношение скоростей вращения корпуса 3 и шестерни 4 независимо от условий движения. При этом передача мощности осуществляется как через межосевой дифференциал, так и через планетарный ряд к корпусу 3 от водила 8. Зубчатая управляемая муфта и обходная передача планетарного типа в качестве ряда блокировки могут быть установлены перед межосевым дифференциалом, при этом коническая пара шестерен первого ведущего моста имеет передаточное число, определяемое из выражения Uк1= Uк2 где Uк1 и Uк2 передаточные числа конической пары соответственно первого и второго ведущих мостов; nи и nв скорости вращения водила и ведомой центральной шестерни межосевого дифференциала. Новым является выполнение обходной передачи планетарного типа, размещение ее за межосевым дифференциалом, связь корпуса межосевого дифференциала с ведущей конической шестерней первого и ведущего моста при помощи обходной передачи планетарного типа, снабжение моста зубчатой управляемой муфтой для блокировки межосевого дифференциала, размещение зубчатой управляемой муфты и обходной передачи планетарного типа в качестве ряда блокировки перед межосевым дифференциалом с выполнением передаточного числа конической пары шестерен первого ведущего моста в соответствии с выражением Uк1=
Uк2 Выполнение обходной передачи планетарной позволяет сделать конструкцию более компактной, снизить ее массу и использовать ее в качестве ряда блокировки (по п. 2 формулы). Кроме того, это сокращает расстояние между осями входных валов проходного и заднего входных валов проходного и заднего ведущих мостов, что улучшает условия работы карданных шарниров. Размещение обходной передачи за межосевым дифференциалом и осуществление посредством ее связи между корпусом межосевого дифференциала и ведущей конической шестерней первого ведущего моста позволяет исключить дополнительный ряд блокировки и обеспечить блокирование более простым путем посредством зубчатой муфты, что, кроме этого, сокращает номенклатуру деталей. Размещение зубчатой муфты и планетарной обходной передачи перед межосевым дифференциалом позволяет использовать последнюю в качестве ряда блокировки, что также упрощает конструкцию и дает возможность применить гипоидные пары главных передач с различными значениями передаточных чисел. Выполнение передаточного числа конической пары в соответствии с указанным выражением, т. е. равным соотношению скоростей ведущего и ведомого валов межосевого дифференциала, обеспечивает необходимое суммарное передаточное число ведущих мостов с различными передаточными силами гипоидных пар главных передач, исключая обходную передачу, а также позволяет сохранить углы установки соединительных карданных валов в оптимальных пределах. Обоснование выбора передаточного числа конической пары. Исходным является условие равенства суммарных передаточных чисел главных передач проходного и заднего мостов. Суммарные передаточные числа определяются U01=Ua1Uk; U02=Uk2Ua2 и U01=U02, откуда Uк1=
Uк2 или, учитывая, что Uд1=
Uд2=
то окончательно получаем
Uк1= Uк2
где U01 и U02 соответственно суммарные передаточные числа главных передач проходного и заднего мостов;
Uд1, Uд2 соответственно передаточные числа межосевого дифференциала до главных передач проходного и заднего мостов;
na, nн и nв частоты вращения основных звеньев межосевого дифференциала. Новыми в данных технических решениях являются следующие особенности: применение планетарной передачи в качестве обходной передачи для I варианта конструкции, применение планетарной передачи в качестве ряда блокировки межосевого дифференциала для II варианта конструкции, исключение обходной передачи за счет применения гипоидной пары главных передач с различными передаточными числами. Это позволяет снизить вес за счет применения более компактного планетарного ряда взамен обходной передачи и исключения при этом ряда блокировки, так как блокировка осуществляется с помощью зубчатой муфты. При этом обеспечивается также упрощение конструкции и сокращение номенклатуры деталей. Применение гипоидных пар с разными передаточными числами позволяет еще более упростить конструкцию главных передач и сократить номенклатуру деталей. Это позволяет также сохранить углы установки соединительных карданных валов в оптимальных пределах для главных передач других конструкций.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2