Аварийный люк транспортного средства
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к аварийно-вентиляционным люкам, и может быть использовано в автобусах, троллейбусах, трамваях. Цель изобретения - повышение безопасности пассажиров путем уменьшения усилия открывания люка при обеспечении герметичности. Аварийный люк имеет крышку 1 с отогнутым кольцевым элементом 2, элемент 9, выполненный на кузове, эластичный уплотнитель 3, охватывающий кольцевой элемент 2 и элемент 9, ручку 13 с защелкой 11. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЩ1АЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ6ЛИН (g1)g В 60 S 9/02 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПЮ И306РЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
IlPH ГКНТ СССР (21) 4460849/25-11 (22) 14.07.88 (46) 15.04.90. Бюп. Р 14 (71) Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (72) С.В.Вознюк (53) 629.113.011:67 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР .
К- 1361032, кл. В 60 $ 1/00, 1986. (54) АВАРИЙНЫЙ ЛЮК ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транс„.,SU„„1556974 . А1
2 портным средствам, в частности к ава" рийно-вентиляционным люкам, и может быть использовано в автобусах, троллейбусах, трамваях. Цель изобрете". ния — повышение безопасности пассажиров путем уменьшения усилия открывания люка при обеспечении герметичности. Аварийный люк имеет крышку 1, с отогнутым кольцевым элементом 2, элемент 9, выполненныи на кузове, эластичный уплотнитель 3, охватывающий кольцевой элемент 2 и элемент 9, ручку 13 с защелкой 11. 2 ил.
1556974
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к аварийно-вентиляционным люкам, и может быть использовано в автобусах, троллейбусах, трамваях.
Цель изобретения — повьппение безопасности пассажиров путем уменьшения усилия открывания, люка при обеспечении герметичности.
На фиг.I изображен предлагаемый аварийный люк крьппи, вид снизу; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Аварийный люк транспортного средства содержит крышку 1 аварийного люка с отогнутым вниз о ее периметру кольцевым элементом 2, эластичный уплотнитель 3, охватывающий своими правой верхней 4, правой нижней 5 закраинами кольцевой элемент 2 крышки аварийного люка 1, с левой верхней закраиной 6 и левой нижней закраиной
7, связывающими уплотнитель 3 с каркасом крыши 8. Под закраиной 6 расположен элемент 9 на каркасе крьппи 8.
Закраина 7 уплотнителя 3 связана разъемно с каркасом крыши 8 замками в виде штифтов 10, снабженных пружин.ными защелками 11, фиксирующими штифты 10 в стенке 12 каркаса крьппи 8, и ручками 13 для расфиксации замков,.
Для аварийного открывания люка необходимо горизонтальными усилиями на ручки 13 извлечь замки в виде штифтов 10, преодолевая разжимающее усилие пружинных защелок 11, из вер1 тикальной стенки 12 каркаса крыши 8 и закраины 7 уплотнителя 3. После этого закраина 7 эластичного уплотнителя 3 потеряет связь с каркасом крыши 8 и можно вертикальныи усилием, приложенным к крьппке t аварийного люка, поднять крышку 1 с уплотнителеи
3 над каркасом крыши 8 и элементом
9 и освободить проем аварийного люка крыши транспортного средства для эвакуации пассажиров.
Отогнутый вниз. кольцевой элемент
2 крышки 1. аварийного люка вследствие охвата закраинами 4 и 5 эластичного уплотнителя 3, а также того, что закраина 4 ниже закраины 5 обеспечивает герметичность соединения крышки 1 с уплотнителеи 3. Надежность герметичности этого соединения про10
55 исходит за счет поперечной изгибной жесткости закраин 4 и 5 из-за того, что замки в вице штифтов 10 не влияют на изгибы этих закраин 4 и 5.
Элемент 9, расположенный на каркасе крыши 8 под закраиной б эластичного уплотнителя 3, обеспечивает герметичность соединения каркаса крыши 8 с уплотнителем З..Надежность герметичности этого соединения происходит в результате того, что элемент 9 имеет треугольное сечение, обладающее большой жесткостью.
Формула изобретения
Аварийный люк транспортíoro сред ства,содержащий крышку, закрывающую
20 проем люка,уплотнитель, установленный по периметру проема, замки с ручками, связанные с уплотнителем, блокирующие открывание люкового проема, отличающийся тем, что, 25 с целью повышения безопасности пассажиров путем уменьшения усилия открывания люка при обеспечении герме. тичности, по периметру люка установлен элемент, имеющий в поперечном сечении фориу прямоугольного треугольника, гипотенуза которого расположена под углом к поверхности кузова, а один из катетов образует плоскость, являющуюся продолжением стенки люкового проема, уплотнитель размещен с охватом с одной стороны ,выступающей части упомянутого элемента и стенки люкового проема, а с другой стороны — концевой части крышки люка, причем часть уплотнителя, прилегающая к внутренним поверхностям люкового проема и крышки люка, выполнена с. большей поверхностью прилегания, чем его наружная часть, концы крышки люка по всему периметру отогнуты под углом в сторону поверхности кузова и размещены,в одной плоскости с внешней относительно кузова поверхностью указанного элемента, а в стенке люкового проема и в уплотнителе выполнены две пары отверстий, расположенных с противоположных сторон люкового проема, в которых размещены замки, выполненные в виде пружинных защелок.
1556974 Риг Ф
Составитель А.Лапинский
Редактор Т.Парфенова Техред Л.Олийнык Корректор З Лончакова
Заказ 689 Тирам 419 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР
113035, Иэсква, И-35 ° Рауаская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101


