Способ транспортировки по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов

 

Изобретение относится к транспортировке нефти, позволяет повысить эффективность транспортировки вязких нефтей по трубопроводу и снизить расход поверхностно-активного вещества. В качестве последнего используют активную смесь, содержащую, мас.%: щелочные отходы очистки светлых нефтепродуктов 80-95

канифоль 0,01-0,1 и вода остальное. Активную смесь вводят в поток нефти в соотношении соответственно (0,1 - 1,0) : 1,0. Нефть после ввода в нее смеси выдерживают в отстойнике в течение 2 - 6 ч. Затем активную смесь отбирают. В нефть вводят воду в соотношении 1,0 : (0,1 - 1,0). 1 з.п. ф-лы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 17 D 1 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРНИКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

fl0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 777339 (21) 4433606/23-29 (22) 25.04.88 (46) 15.03.90. Бюл. № 10 (72) E. И. Жирнов, В. Ф. Алескеров, А. И. Тихонов и Т. М. Гасанов (53) 621.646 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 777339, кл. F 17 D 1/16, 1978. (54) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПО

ТРУБОПРОВОДУ ВЯЗКИХ НЕФТЕЙ И

НЕФТЕП РОДУКТОВ (57) Изобретение относится к транспортировке нефти, позволяет повысить эффективИзобретение относится к транспортировке нефти и нефтепродуктов, предназначено для повышения эффективности трубопроводного транспорта вязких нефтей и нефтепродуктов и является усовершенствованием способа по авт. св. № 777339.

Цель изобретения — повышение эффективности транспортировки путем предотвращения образования продуктов уплотнения и снижения непроизводительных расходов поверхностно-активного вещества.

Указанная цель достигается тем, что в качестве поверхностно-активного вещества используют активную смесь, содержащую, мас. %:

Шелочные отходы 80 — 95

Канифоль 0,01 — О,1

Вода Остальное, причем активную смесь вводят в поток нефти в соотношении соответственно (0,1 — 1,0):1,0.

Нефть после ввода в нее активной смеси выдерживают в отстойнике в течение 2 — 6 ч, после чего активную смесь отбирают, а в нефть вводят воду в соотношении соответственно 1,0:(1,0 — 1,0) и транспортируют по трубопроводу.

„„SU„„1550262 A 2 ность транспортировки вязких нефтей по трубопроводу и снизить расход поверхностноактивного вещества. В качестве последнего используют активную смесь, содержащую, мас.%: щелочные отходы очистки светлых нефтепродуктов 80 — 95; канифоль 0,01 — 0,1 и вода остальное. Активную смесь вводят в поток нефти в соотношении соответственно (0,1—

1,0):1,0. Нефть после ввода в нее смеси выдерживают в отстойнике в течение 2 — 6 ч.

Затем активную смесь отбирают. В нефть вводят воду в соотношении 1,0: (0,1 — 1,0) . 1 з. п. ф-лы.

Использование в предлагаемом способе в качестве поверхностно-активного вещества активной смеси, содержащей щелочные отходы (ТУ 38 АЗССР 20139 — 80), канифоль и воду, в результате нейтральности ее по отношению к ионам кальция и магния позволяет предотвратить образование продуктов уплотнения и соответственно исключить осложнения, связанные с этим процессом.

Одновременно обеспечивается резкое снижение степени нейтрализации активной смеси и соответственно непроизводительные ее расходы. Используемая в предлагаемом способе активная смесь характеризуется неограниченной смешиваемостью с нефтью, причем вязкость транспортируемой исходной нефти в зависимости от содержания в ней активной смеси снижается в десятки и более раз, приближаясь в конечном итоге к вязкости воды.

Более того, после обработки нефти активной смесью и отбора последней, нефть приобретает активность и по отношению к воде, т. е. неограниченно смешивается с водой, что позволяет использовать для транспортировки также и воду, что дополнительно снижает расход активной смеси вследствие

1550262

Формула изобретения

Составитель И. Петоян

Редактор С. Лисина Техред И. Верес Корректор М. Максимигвинеп

Заказ 261 Тираж 415 Подписное

ВНИИПИ! осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугпская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 ее отбора и повторного использования непосредственно на объекте подготовки нефти к транспортировке.

Способ испытан в лабораторных услоиях. В качестве щелочных отходов испольЗуют щелочные отходы нефтепереработки, йолучаемые от очистки светлых нефтепродуктов. Используемая канифоль представлена продуктом переработки древесной смолы — хрупкая стекловидная масса, состоящая в основном из смоляных кислот. Воду используют как пресную (водопроводную), так и пластовую (гидрокарбонатно11атриевую). Процесс приготовления активНой смеси осуществляют путем механическоГо растворения канифоли в щелочных отходах с последующей добавкой в смесь воды.

Для определения граничных значений ингредиентов активной смеси в первом случае готовят три смеси, которые содержат каж-!!as в отдельности щелочные отходы 80 мас.Я

Отличаются одна от другой содержанием канифоли соответственно 0,01; 0,05; и

0,1 мас. Я, остальное вода до 100 мас. Я.

Во втором случае готовят три смеси, которые содержат каждая в отдельности щелочные отходы 87,5 мас. о, отличаются одна от другой содержанием канифоли соответственно 0,01; 0,05 и 0,1 мас. о4, остальное вода до 100 мас. о.

В третьем случае готовят три смеси, которые содержат каждая в отдельности щелочные отходы 95 мас. о4, отличаются одна

От другой содержанием канифоли соответственно 0,01; 0,05 и 0,1 мас. Я, остальное вода до 100 мас. оО.

Кроме того, готовят две смеси, первая рз которых содержит щелоч ные отходы

79 мас.о; канифоль 0,009 мас. ; воду до .100 мас.Я, а вторая смесь содержит щелочные отходы 96 мас.Я; канифоль

0,11 мас.Я; остальное — вода до 100 мас.о.

Согласно полученным данным обе приготовленные смеси представляют собой истинные (молекулярные) растворы. Наличие в них продуктов уплотнения не наблюдается. При смешивании активных смесей как с пресной (водопроводной) водой, так и с пластовой (гидрокарбонатнонатриевой) образование продуктов уплотнения также не наблюдается.

Для определения влияния активных смесей на процесс транспортировки нефти проводят следующие опыты: в первом случае в транспортируемую нефть вводят активную смесь в соотношении соответственно 1,0: (0,1 — 1,0) и определяют вязкость транспортируемой системы, во втором случае -- нефть после ввода в нее активной смеси выдерживают в отстойнике в течение 2 — 6 ч, после чего активную смесь отбирают, а в нефть вводят воду (пресную или пластовую) в соотношении соответственно 1,0:(0,1 — 1,О) и также определяют вязкость системы. Увеличение содержания в активной смеси воды свыше 19. 9 мас. о/ снижает время отделения ее от нефти в статических условиях, однако при нижнем оптимальном значении канифоли снижается и

1О активность смеси по отношению к нефти, что нецелесообразно. Уменьшение содержания в активной смеси воды меньше 4,9 мас.Я увеличивает время отделения смеси от нефти, что в свою очередь увеличивает расход

15 активной смеси, что также нецелесообразно.

Увеличение содержания в активной смеси канифоли свыше 0,1 мас.Я существенного значения не имеет и с экономической точки зрения нецелесообразно. Уменьшение содержания в активной смеси канифоли мень ше 0,01 мас.Я снижает активность смеси.

Увеличение количества ввода активной смеси в нефть свыше 1,0 мас. Я существенного значения не имеет и с экономической точки зрения нецелесообразно, Увеличение ко2g личества ввода воды в нефть (после обработки ее и отбора активной смеси) свыше 1,0 мас.Я нецелесообразно вследствие снижения активности нефти. Уменьшение количества ввода воды в нефть (после обработки ее и отбора активной смеси) мень30 ше 0,1 мас.Я снижает эффективность процесса в результате повышенной вязкости транспортируемой смеси.

35 1. Способ транспортировки по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов по авт. св. № 777339, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности транспорта и снижения расхода поверхностно4О активного вещества, в качестве последнего испол ьзуют а кти вную смесь, содержа щую, мас о :

Шелочные отходы очистки светлых нефтепродуктов 80 — 95

45 Канифоль 0,01 — 0,1

Вода Остальное, причем активную смесь вводят в поток нефти в соотношении соответственно 0,1 — 1,0:1,0.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нефть после ввода в нее активной сме5О си выдерживают в отстойнике в течение

2 — 6 ч, после чего активную смесь отбира ют, а в нефть вводят воду в соотношении соответственно 1,0:0,1 — 1,0.

Способ транспортировки по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов Способ транспортировки по трубопроводу вязких нефтей и нефтепродуктов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу депарафинизации внутренней поверхности нефтепровода эластичными наполненными гелями полиакриламида и может быть использовано в нефтяной промышленности

Изобретение относится к транспортированию вязких жидкостей, преимущественно вязких нефтей и нефтепродуктов и предназначено для повышения эффективности транспортировки последних

Изобретение относится к транспорту вязких жидкостей и может быть использовано в химической, фармацевтической и пищевой пром

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в химической, нефтеперерабатывающей и полимерной промышленности, а также в пищевой промышленности Цель изобретения состоит в снижении энергозатрат при транспортировке высоковязких жидкостей путем уменьшения жесткости гибких элементов

Изобретение относится к подготовке нефтей к транспортированию и может быть использовано в нефтяной промьшшенности

Изобретение относится к способу снижения гидродинамического сопротивления при транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам и может быть использовано в нефтяной промышленности

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов и предназначено преимущественно для подготовки к транспортировке высокопарафинистых иефтей
Изобретение относится к гидротранспорту высоковязких нефтей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а точнее, к транспортированию вязких продуктов, например нефти и продуктов ее переработки, и может быть использовано для снижения пускового давления и аварийности на трубопроводе

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплоэнергетике

Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической промышленности, а именно к устройствам, предназначенным для трубопроводного транспорта всех типов нефтей и нефтепродуктов

Изобретение относится к судостроению и гидравлики и направлено на решение вопросов, связанных с повышением расходно-напорных характеристик перекачивающих гидросистем путем уменьшения сопротивления трения гидромагистралей и улучшения условий работы гидронасосов, включенных в эту систему
Наверх