Способ трубопроводного транспорта высокопарафинистой нефти
Использование: изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, а преимущественно- к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей. Сущность изобретения: в транспортируемую нефть предварительно добавляют маловязкий разбавитель в количестве, обеспечивающем при последующем добавлении депрессорной присадки снижение температуры застывания нефти на 4 - 8oC ниже минимальной температуры нефти в трубопроводе, при этом плотность маловязкого разбавителя равна плотности перекачиваемой нефти. 2 табл., 2 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтей, преимущественно к трубопроводному транспорту высокопарафинистых нефтей с применением депрессорных присадок и разбавителей.
Известны способы трубопроводного транспорта высоковязких, высокозастывающих нефтей, заключающиеся в том, что с целью уменьшения гидравлического сопротивления трубопровода около внутренней поверхности его стенок создают кольцевой пристенный слой из воды, водных растворов полимеров, маловязких нефтей и нефтепродуктов (см. патент США N 3434485, кл. 137 - 13, 1965; патент Великобритании N 1304002, кл. F 2R, F 15 D 1/06, 1970). Недостаток - снижение коэффициента использования трубопровода, повышение коррозии внутренней поверхности стенок трубопровода при использовании воды или водных растворов, гидродинамическая неустойчивость ядра потока, нестабильность реологических свойств маловязкой нефти или нефтепродукта, необходимость разделения воды и нефти на конечном пункте трубопровода, потребность значительного количества маловязкой жидкости. Известен способ трубопроводного транспорта высокопарафинистой нефти, заключающийся в том, что, с целью снижения потерь напора на трение при перекачке по трубопроводу, часть транспортируемой нефти отбирают и обрабатывают депрессорной присадкой вне трубопровода, например в резервуаре, при условиях, обеспечивающих максимальный депрессорный эффект, а затем из обработанной нефти формируют в трубопроводе кольцевой пристенный слой при одинаковых температурах нефти пристенного слоя и основного потока (см. авт. свид. СССР N 756919, кл. F 17 D 1/16, 1979) - прототип. Недостаток - ограниченность применения, так как для высокопарафинистых нефтей с высокой температурой застывания (более 20oC), например, для мангышлакской нефти, депрессия температуры застывания при добавлении присадок может оказаться недостаточной (температура застывания нефти с присадкой выше минимальной температуры нефти в трубопроводе) и перекачка нефти в этом случае будет нецелесообразна из-за значительных потерь напора на трение. Задача изобретения - повышение эффективности способа путем сохранения гидродинамической устойчивости кольцевого пристенного слоя и снижения потерь напора на трение при перекачке. Это достигается тем, что в транспортируемую нефть предварительно добавляют маловязкий разбавитель в количестве, обеспечивающем при последующем добавлении депрессорной присадки снижение температуры застывания нефти на 4 - 5oC ниже минимальной температуры нефти в трубопроводе, при этом плотность маловязкого разбавителя равна плотности перекачиваемой нефти. Так, например, для разбавления мангышлакской нефти, плотность которой при температуре 20oC равна 856 кг/м3, можно использовать дизельное топливо марки Л, плотность которого при 20oC - 860 кг/м3. Добавляя в дизтопливо более легкий нефтепродукт, например бензин, можно получить смесь той же плотности, что и нефть. Первоочередное добавление разбавителя, как показали результаты экспериментальных исследований, приведенные в табл. 1, обеспечивает более глубокое снижение температуры застывания нефти по сравнению с первоначальной обработкой нефти присадкой и последующим добавлением разбавителя. Добавление разбавителя и присадки вне трубопровода (в резервуаре) позволяет создать условия, обеспечивающие наибольший депрессорный эффект за счет равномерного нагрева и разбавления распределения разбавителя и присадки в нефти и возможности управления процессом ее охлаждения. Добавление присадки производят при оптимальных параметрах обработки нефти присадкой. Формирование кольцевого пристенного слоя нефти с присадкой и разбавителем производят при одинаковых температурах нефти пристенного слоя и основного потока. Так как предложенный способ представляет собой суммарное использование известных способов, которое дает новый результат - более глубокое улучшение реологических свойств нефти кольцевого пристенного слоя с сохранением его гидродинамической устойчивости, а использование способов по отдельности при высоком содержании парафина в нефти не дает такого результата, то были проведены лабораторные испытания. Эксперименты показали, что при добавлении только присадки недостаточно улучшение реологических свойств высокопарафинистой нефти, а при использовании в качестве жидкости пристенного слоя маловязкой нефти или нефтепродукта не обеспечивается стабильность их реологических свойств вследствие высокой растворяющей способности пристенного слоя. А также получен новый результат - это более глубокое снижение температуры застывания высокопарафинистой нефти (на 4 - 8oC) за счет указанной последовательности технологических операций, а именно первоочередном добавлении маловязкой нефти или нефтепродукта. Для подтверждения вышесказанного были проведены лабораторные испытания. В резервуар к высокопарафинистой нефти, нагретой до температуры 45oC, добавляли дизтопливо летнее в количестве 20% от общей массы смеси (нефть и дизтопливо). Полученную смесь при указанной температуре перемешивали в течение 30 мин, а затем охлаждали до температуры опыта. Перекачку производили при трех значениях температуры: 27, 28, 29oC. Температуру мангышлакской нефти, находящейся в отдельном резервуаре и подлежащей перекачке, также доводили до температуры проведения эксперимента. Так как температура проведения эксперимента близка к температуре застывания мангышлакской нефти, то, с целью обеспечения подачи ее на прием насоса, она в течение всего эксперимента перемешивалась мешалкой при числе оборотов 60 об/мин. После термостатирования трубопровода при температуре эксперимента производили подачу шестеренчатыми насосами по отдельным трубопроводам мангышлакской нефти, исходной и с дизтопливом, в устройство по формированию кольцевого пристенного слоя пониженной вязкости. Расход нефти с дизтопливом соответствовал толщине образуемого кольцевого пристенного слоя и составлял 10% от общего расхода перекачиваемой нефти. Эксперименты проводили при двух значениях расхода нефти по трубопроводу: 0,03





Формула изобретения
Способ трубопроводного транспорта высокопарафинистой нефти, заключающийся в создании кольцевого пристенного слоя из транспортируемой нефти с добавлением в нее депрессорной присадки, отличающийся тем, что в транспортируемую нефть предварительно добавляют маловязкий разбавитель в количестве, обеспечивающем при последующем добавлении депрессорной присадки снижение температуры застывания нефти на 4 - 5oС ниже минимальной температуры нефти в трубопроводе, при этом плотность маловязкого разбавителя равна плотности перекачиваемой нефти.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4