Способ трубопроводного транспорта высокопарафинистой нефти
Изобретение относится к трубо-. проводному транспорту высокопарафинистой нефти. Цель изобретения повышение эффективности транспорти- 1зования за счет приближения сдвиговых напряжений у стенки трубы к нулю. Периферийный кольцевой слой создают из воды (растворенной в нефти) при снижении температуры в начальном участке нефтепровода ниже температуры застывания нефти до температуры, при которой появляется слой ньюто новской жидкости, а в конечном участке нефтепровода температуру нефти повьшают выше температуры ее вас-: тывания. .- .
3 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 11Р 4 F 17 D 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCKOIVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ тывания.
ЩСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCQP
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ (21) 4094788/23-08 (22) 22.07.86 (46) 30,07.88. Бюл. ll 28 (75) П.В.Михальков (53) 621.643(088.8) (56) Губин В.Е. и др, Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.
M. — Ë.: Недра, 1982, с. 181-182. (54) СПОСОБ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНС.ПОРТА ВЫСОКОПАРАФИНИСТОЙ НЕФТИ (57) Изобретение относится к трубо-. проводному транспорту высокопарафинистой нефти. Цель изобретения— повышение эффективности транспортирования за счет приближения сдвиговык напряжений у стенки трубы к нулю.
Периферийный кольцевой слой создают из воды (растворенной в нефти) при снижении температуры в начальном участке нефтепровода ниже температуры застывания нефти до температуры, при которой появляется слой нньютом новской жидкости", а в конечном участке нефтепровода температуру нефти повышают выше температуры ее засf413353
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для транспорта высоковязкой нефти, 5
Целью изобретения является повышение эффективности транспорта за счет приближения сдвиговых напряжений у стенки трубы к нулю.
Способ основан на двух свойствах ð нейти: вода растворяется в нефти в незначительных количествах и тем больше, чем выше температура; при снижении температуры нефти в 15 трубе из нефти выделяется вода. .Сущность способа заключается в следующем, При переходе нефти из жидкого состояния в твердое межмолекулярные силы в нефти возрастают. и становятся большими сил сцепления молекул нефти с поверхностью трубы. Поверхность стенок трубы освобождается от нефти.
Для этого температуру нефти в нефте- 25 проводе снижают ниже температуры застывания нефти.
Приближение сдвиговых напряжений к нулю свидетельствует о появлении слоя "ньютоновской жидкости 30
На чертеже приведен график изменения сдвиговых напряжений с в пара- финистой, нефти в зависимости от изменения температуры (Ф).
Каждая нефть имеет свою функциональную зависимость = f(t), но в каждой из них вначале снижения тем- . пературы (остывания трубопровода) значение увеличивается и при дальнейшем снижении температуры снижается и стремится к нулю.
Как правило, нефть в остывшем трубопроводе находится в условиях гочки А или В (см. чертеж), Известные способы пуска застывшеГО нефтепрОВО 45 да предусматривают снижение путем увеличения температуры или путем
Разбавления нефти всевозможными присадками. Применение их в условиях точки А облегчает работы по пуску нефтепровода, а в условиях точки В усугубляет их. Согласно исследованиям при остановке нефтепровода в условиях точки В надо увеличивать температуру или текучесть нефти, а снижать, приводить ее к условиям точки- С.
При прокладке нефтепроводов их зарывают в траншеи на глубину 2 м с целью сохранения тепла. Согласно предлагаемому способу, достаточно зарывать их на глубину 0,25-0,5 М, так как чем больше нефтепровод промерзает зимой, тем лучше условия транспортировки нефти. Скорость перекачки нефтей по трубопроводам не превышает 3 км/ч, Предлагаемыйспособ позволяет увеличить скорость перекачки на порядок, исчезают ограничения, связанные с реологией нефти, появляется движение твердого тела.
На чертеже условие транспортабельности нефти по трубе определено линией 30 Па. Испытанная нефть оказалась транспортабельной по трубам с поверхностьв, смоченной гидрофильной жидкостьв и не смоченной, при температуре ее нагрева 67 С < ct 20 С.
В интервале температур 67-20 С нефть по трубам нетранспортабельна. Напряжения сдвига значительно возрастают при снижении температуры до 62-52 С. о
При дальнейшем снижении температуры статическое напряжение сдвига увеличивается, но не является определяющим сдвиг нефти в трубе, его определяет сдвиговое напряжение вблизи стенки трубы, которое снижается по мере дальнейшего снижения температуры и стремится к нулевому значению при t (20 С. Из трубы при t 20 С выходит нефть в твердом состоянии.
При этом стенки труб, не только предварительно смоченные водным раствоvoM. но и сухие, оказались чистыми.
Формула изобретения
Способ трубопроводного транспорта высокопарафинистой нефти, включающий создание в трубопроводе периферийного кольцевого слоя воды, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности транспорта за счет снижения сдвиговых напряжений у стенки трубы, температуру нефти в трубопроводе снижают ниже температуры застывания нефти до температуры, при которой появляется слой
"ньютоновской жидкости".
1413353
Z, П0
Зпо
Редактор А. Лежнина
Заказ 3761/38 Тираж 448 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4
2D0
Составитель И. Петоян
Техред М.Дидык Корректор А. Обручар


