Способ измерения момента трения узла трения
Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является повышение точности, снижение трудоемкости за счет проведения испытаний узла трения в сборке, а также расширение номенклатуры испытуемых узлов трения за счет обеспечения возможности испытания узлов трения с произвольно расположенной осью. Узел трения 1 устанавливают на платформу 2, висящую на упругих подвесах 3. Посредством гибкой передачи 6 узел трения приводят во вращение. Измеряют угол отклонения от горизонтали платформы, по которому судят о моменте трения узла. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 19/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯ14
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4349391/25-28 (22) 24. 12. 87
: (46) 3О.О1.9О. В, 4 (72) В.В.Есаулов, В.Г.Рудаков и С.Э.Цимеринг (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 823985, кл. О 01 N 19/02, 1979. (54) СППСОБ ИЗ11ЕРЕНИЯ MOYEHTA ТРЕНИЯ
УЗЛА TPEHKl (57) Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является
„„Я0„„15396О6 А1
2 повышение точности, снижение трудоемкости за счет проведения испытаний узла трения в сборке, а также расширение номенклатуры испытуемых узлов трения за счет обеспечения возможности испытания узлов трения с произвольно расположенной осью. Узел трения 1 устанавливают на платформу 2, висящую на упругих подвесках 3. Посредством гибкой передачи 6 узел трения приводят во вращение. Измеряют угол отклонения от горизонтальной платформы, ro которому судят о моменте трения узла. 1 ил.
1539606 величину М момента трения узла.
Отсюда вытекает следующее выражение для М: позволяющее по измеренному углу о( определить момент трения.
Величина с может быть определена обычной тариронкой.
Формула изобретения
М =С/h: R 8, где С вЂ” суммарная угловая жесткость упругих подвесов;
R — - расстояние между линией действия гибкой связи и осью
F ° h -с" К=О, узла трения;
o(— угол отклонения платформы;
h - расстояние между линией действия гибкой свяэи и осью крепления подвесов к основанию, где с †суммарная угловая жесткость упругих подвесов.
С другой стороны, произведение
F на радиус R фиксации передачи на подвижной части узла трения дает
Составитель И.Солдатенков
Редактор А.Маковская
Техред Л.Олийнык, Корректор М Кучерявая
Тираж 483
Подписное
Заказ 211
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Гагарина,101
Изобретение относится к трибологии и может быть использовано для измерений момента трения узлов трения высокоточных приборов.
Целью изобретения является повышение точности, снижение труДоемкости путем проведения испытаний узла трения в сборке, а также расширение номенклатуры испытуемых узлов трения путем обеспечения возможности испытания узлов трения с произвольно расположенной осью.
На чертеже изображена схема устройства, реализующего предлагаемый способ, Исследуемый узел 1 трения уста-. навливают на горизонтальную платформу 2, связанную через два упругих подвеса 3 с неподвижным основанием
4 так, что точки крепления подвесов лежат на горизонтальной оси А-А оси чувствительности платформы.
На подвижной части 5 узла трения фиксируют гибкую связь (передачу) 6 25 так, что ее линия и ось А-А чувствительности не лежат в одной плоскости, а находятся одна от другой на некотором расстоянии.
Посредством передачи 6 и приводного двигателя 7 подвижную часть 5 приводят во вращение с постоянной скоростью, вызывая тем самым отклонение платформы 2 от горизонтальной плоскости, которое регистрируется
35 датчиком 8 отвесной линии, связанным с блоком 9 регистрации, Угол Ы отклонения платформы связан с силой F натяжения передачи равенством 40
Способ измерения момента трения узла трения, эаключайщийся в том, что узел трения устанавливают на горизонтальную платформу, связанную через два упругих подвеса с неподвижным основанием так, что точки крепления подвесов к основанию лежат на горизонтальной оси, приводят во вращение подвижную часть узла трения, а о моменте трения судят по углу отклонения платформы от горизонтальной плоскости, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, снижения трудоемкости и расширения номенклатуры испытуемых узлов трения, вращение подвижной части осуществляют с постоянной скоростью с помощью линейной гибкой связи, линия действия которой и ось крепления подвесов к основанию не лежат в одной плоскости, а момент М трения определяют по формуле

