Способ определения модуля упругости основания дорожной одежды
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к испытанию дорожных одежд. Цель изобретения - повышение точности определения модуля упругости. Способ включает приложение вертикальной нагрузки P через штамп 2 к поверхности покрытия 1 и измерение прогиба основания 4 в первоначальной точке. Затем штамп разгружают и перемещают в радиальном направлении с последующим нагружением той же нагрузкой и измерением прогиба основания в первоначальной точке. Перемещение и нагружение штампа осуществляют до тех пор, пока величина прогиба основания в первоначальной точке не достигнет нуля. При этом определяют радиус R воздействия нагрузки на основание как расстояние между центром штампа и первоначальной точкой с последующим вычислением модуля упругости основания. 2 ил.
C0K)3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (51)5 Е 01 С 23 07
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4397743/23-33 (22) 28 ° 03.88 (46) 23.01.90. Бюл. 9 3 (71) Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский дорожный институт (72) M.Ë. Ермаков и А.M. Стрижевский (53) 625.8.001.4 (088.8) (56) Справочник инженера дорожника.
M. Транспорт, 1974, с. 81.
Автомобильные дороги, 1983, Р 10. с. 20. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ (57) Изобретение относится к дорожному строительству„ а именно к испытанию дорожных одежд. Цель изобрете-. ния — повышение точности определе2 ния модуля упругости. Способ включает приложение вертикальной нагрузки Р через штамп 2 к поверхности покрытия
1 и измерение прогиба основания 4 в первоначальной точке. Затеи штамп разгружают и перемещают в радиальном направлении с последующим нагружением той же нагрузкой и измерением прогиба основания в первоначальной точке. Перемещение и нагружение штам" па осуществляют до тех пор, пока величина прогиба основания в первоначальной точке не достигнет нуля. При этом определяют радиус К воздействия нагрузки на основание как .расстояние между центром штампа и первоначальной точкой с последующим вычислением модуля упругости основания. 2 ил., 15.3 7737 нагрузка на штамп Н. радиус воздействия нагрузки, м; прогиб основания в первоначальной точке по оси приложения нагрузки, м; коэффициент Пуассона основания ° гдеРR—
2Р
E = — — (1 — Ilk 2)
llR1 à =0,30—
Составитель А. Дудаков
Техред N.Ходанич
Корректор О. Кравцова
Редактор Н . Лазаренко
Заказ 148 Тираж 441 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушокая наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул, Гагарина, 101l
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к испытанию дорожных одежд.
Цель изобретения — повышение точ5 ности определения модуля упругости.
На фиг. 1 и 2 показаны схемы осуществления способа.
Способ осуществляют следующим об- 10 разом.
На поверхность дорожного покрытия
1 устанавливают штамп 2 на первоначальной точке А. В отверстие 3 покрытия 1 устанавливают на основание 4 15 одежды в точке А щуп 5 прогибомеI ра 6, нагружают штамп 2 вертикальной нагрузкой и измеряют прогиб 1 основаИия 4. Затем штамп 2 разгружают и
Перемещают в радиальном направлении 20 с последующим нагружением штампа 2 той же нагрузкой P и измерением прогиба основания 4 в первоначальной точке А . Перемещение и нагружение
1 штампа 2 осуществляют до его положе- 25 ния В, при котором значение прогиба в первоначальной точке A достигает нулевого значения. При этом определяют радиус R воздействия нагрузки на основание как расстояние между 30 центром штампа В и первоначальной точкой А. Модуль упругости основания вычисляют по формуле где p = 0,30 — коэффициент Пуассона основания дорожной . одежды.
Формула изобретения
Способ определения модуля упругости основания дорожной одежды, включающий приложение вертикальной нагрузки через штамп к поверхности покрытия и измерение прогиба основания в первоначальной точке по оси приложения нагрузки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности определения модуля упругости, после приложения первоначальной вертикальной нагрузки штамп разгружают и перемещают в радиальном направлении, затем IIQBторно нагружают той же нагрузкой и определяют радиус воздействия нагрузки на основание как расстояние между центром штампа и первоначальной точкой при достижении нулевого значения прогиба в первоначальной точке, а модуль упругости основания вычисляют по формуле

